Елена Фокина: «Данный проект научил перепроверять всю работу не по 2 раза, как обычно, а по 22!»

Наша первая публикация о создании нового зимовочного комплекса (НЗК) российской антарктической станции «Восток» вызвала большой интерес у читателей. Главному редактору медиаресурса «Техносфера.Россия» Евгению Белкину удалось задать вопросы главному архитектору проекта Елене Фокиной («Запсибгазпром») об особенностях этого уникального сооружения.

— Елена, как и когда появился проект «Новый зимовочный комплекс антарктической станции «Восток»?

— Наша проектная организация приступила к проектированию данного объекта с 1 октября 2019 года. Разработка и переработка концепции немецкой компании Ramboll началась в связи с невозможностью реализации объекта в климатических условиях Антарктиды. Однако, при проектировании выяснилось, что мало того, что архитектурно-планировочное решение полностью противоречит нормативной документации РФ, но еще и полностью не устраивает тех людей, которые будут жить и эксплуатировать станцию. В связи с чем началась кропотливая работа по проработке новых планировочных решений, повлекших за собой полное перепроектирование всех инженерных систем.

— То есть в основе была концепция немецкой фирмы, но в России, с учетом обстоятельств, в итоге создали свой оригинальный проект?

— Изначально автором проекта была немецкая компания Ramboll, однако, как вы можете убедиться, после полного перепроектирования здания, от первоначальной идеи осталась только модульная система из 5 блоков.

Так выглядел проект компании Ramboll

Внизу: А таким в итоге стал проект компании «Запсибгазпром»:

 

— Какая команда работала над российским проектом?

— В создание НЗК были вложены силы большого авторского коллектива компании ОАО «Запсибгазпром», генеральным директором которой является Ю. Л. Водопьянов: главный инженер К. В. Кондратьев, главный инженер проекта А. В. Емельянов, главный архитектор Е. Ю. Фокина, главный архитектор А.В. Будюк и многие другие специалисты. Заказчиком строительства является компания ПАО «Новатэк», эксплуатирующая организация — Государственный научный центр Российской Федерации «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (ФГБУ ААНИИ).

— Расскажите о новом зимовочном комплексе для станции «Восток» подробнее. Как он устроен?

— Комплекс антарктической станции «Восток» расположен на снежной поверхности ледяного плато Центральной Антарктиды (с координатами 78 28’S и 106 48’E) в 1410 км от станции Мирный и в 1260 км от ближайшего морского побережья. Высота над уровнем моря составляет 3650 м. Толщина ледяного покрова в этой области составляет 3700 м. Самая высокая часть ледового плато находится на расстоянии 450 км к западу юго-западу от станции на высоте более 4000 м над уровнем моря. Станция размещена на снежной плоскости с общим незначительным градиентом на восток, предваряющим наклон основного ледового деления континента.

Снежные заструги и надувы (снежные поля) являются типичными микрорельефами поверхности снега в окрестности станции, образуя слегка волнистую поверхность. Высота заструги обычно колеблется между 20-40 см, а высота надувов — не более 50 см. Здание расположено на ровном участке рельефа искусственно созданного за счет утрамбовки снежного покрова. В основу объемно-пространственных решений здания принят принцип технологической и производственной целесообразности с учетом требований безопасности эксплуатации зданий и сооружений, оптимизации протяженности всех транспортных связей и инженерных сетей, комфортности производственных и санитарно-бытовых условий жизнедеятельности. Расположение всех жилых и технических сооружений спроектировано таким образом, чтобы в случае отказа модуля или конструктивной части в результате пожара или других инцидентов в любое время была доступна другая дублирующая инженерная система и жилое пространство. Станцию можно поднимать с помощью временных домкратов для регулировки высоты над поверхностью, если это необходимо из-за накопления снега.

Главное здание представляет собой прямоугольный в плане объем.

Блок А: законсервированный блок с температурным режимом -40 ºС

Блок В: функциональное назначение — жилые, медицинские, общественные и административные помещения на отм. 0.000 и +3.400, технические помещения на отметках -2.720 и +6.840

Блок С: функциональное назначение — жилые и общественные помещения на отм. 0.000 и +3.400, технические помещения на отметках -2.720 и +6.840

Блок D: функциональное назначение — технические помещения

Блок Е: функциональное назначение — технические помещения и гараж.

Помимо основного здания, в непосредственной близости находятся два блок-модуля, соединенных трубопроводами с основным зданием для питания генераторов на станции.

Блок-модуль А включает в себя 6 резервуаров хранения дизельного топлива, аварийный генератор и насосную станцию. Блок-модуль D состоит из 6 резервуаров хранения дизельного топлива, помещения аварийного генератора, насосной станции, а так же трех холодных и двух теплоизолированных складов. Здание включает в себя все инженерные системы необходимые для автономного функционирования в условиях полной изоляции. Общий размер здания составляет: 13,49 х 139, 89 метров. Максимальная высота блоков A и D — 14,05 метров, блоков B и C — 17,47 метров. За отметку +0.000 принята отметка низа металлического контейнера.

Стены станции представляют собой сложную систему утепления: каждый отдельный модуль по периметру изнутри утепляется двумя слоями минераловатного утеплителя заполняющего все пустоты в конструкции модуля и единого утепления снаружи всех блоков тремя слоями минераловатного утеплителя. Суммарная толщина наружных стен достигает 650 мм. Стены с наружной стороны облицованы фасадными панелями, с внутренней – негорючими стекломагниевыми листами.  В стенах имеются оконные и дверные проемы, выполненные посредством устройства конструктивных проемов в контейнерах.

— Какие были сложности, особенности создания такого необычного сооружения? 

— В связи с тем, что данный объект строится на полюсе холода Земли, где зафиксирован абсолютный минимум – минус 89,2 градуса Цельсия, а расчетная температура составляет – минус 75,3 градуса Цельсия, то при таких климатических условиях до сих пор не построено еще ни одного современного здания в мире. Существующая станция «Восток» полностью погребена под снегом и не имеет такого инженерного оснащения. Учитывая все вышесказанное, сложности и неожиданности обнаруживались ежедневно.

Конечно, мы учитывали мировой опят таких станций как, например, «Конкордия» (французско-итальянская антарктическая станция, открытая в 2005 году, совместное предприятие французского Полярного геофизического института и итальянской национальной программы исследования Антарктиды (PNRA)). Однако, принимая во внимание минимальные сроки поставки и выбора материалов ввиду сборки здания в очень непростой год и постоянные перебои с поставками из-за пандемии, пришлось принимать нетривиальные решения и проявить некую долю изобретательности.

— Как правило, большой проект это что-то новое для его автора. Что интересного вы нашли для себя в процессе работы над НЗК?

— Очень сложный вопрос, однако, скорее всего в данном проекте самым сложным был психологический фактор. Дело в том, что люди, находящиеся на станции в течение 9 месяцев, живут абсолютно обособленно, это можно сравнить с нахождением в космосе. К ним фактически в это время нельзя приехать, прилететь или добраться иным способом. В 1982 году был пожар в энергоцентре станции «Восток», унесший жизнь человека, а также обрекший на сложное выживание всю оставшуюся команду. Казалось, они были обречены, однако, все-таки по счастливой случайности людям удалось выжить благодаря старому дизель-генератору. Когда ты представляешь, что пришлось перенести тем людям, то испытываешь настоящий ужас только от осознания возможности аналогичной ситуации. Поэтому, конечно, мысли, что могли что-то упустить в проекте, что не задублировали какую-то систему жизнеобеспечения или, допустим, не перепроверили какой-то материал по горючести, и полярники могут просто не успеть отреагировать на экстренную ситуацию, временами заставляли просыпаться в холодном поту. Данный проект научил перепроверять всю работу не по 2 раза, как обычно, а по 22! Я жила данным проектом на протяжении всего года проектирования и очень надеюсь, что на протяжении всего существования станции не случится ни одного случая, где пришлось бы тестировать в реальных условиях ЧП все запроектированные меры безопасности.

— Готовы ли вы взяться за что-то подобное снова?

— Однозначно, да. Несмотря на все трудности, этот проект – настоящий вызов самому себе.

 — Елена, расскажите нашим читателям немного о себе.

— Меня зовут Елена Юрьевна Фокина и я являюсь главным архитектором проекта «Новый зимовочный комплекс антарктической станции «Восток». В 2009 году окончила колледж архитектуры и менеджмента в строительстве №17 (КАМС №17) с красным дипломом и поступила в московский архитектурный институт (МАРХи) на второй курс на вечернее отделение. На протяжении всего обучения работала и принимала участие в роли ведущего архитектора в таких проектах как, реконструкция Киевского вокзала, дополнительное здание Московской межрегиональной транспортной прокуратуры на Краснопрудной улице, интерьерных проектах – флагманский магазин Tiffany&Co в ГУМе в Москве, офис компании «Мобис» в Москва-Сити и многие другие общественные и частные интерьеры.
В 2014 году была принята на должность ведущего архитектора в компанию ЗАО «Горпроект», где стала руководителем группы архитекторов. Проработав в данной компании 5 лет, приняла участие в разработке таких проектов, как Административное здание №5 в составе многофункционального комплекса Группы компаний Газпром в Республике Беларусь, Лахта-центр в Санкт-Петербурге, концептуальной разработке ТПУ «Парк Победы» в Москве, а также в разработке проекта Технопарка Сбербанка в Сколково по проекту Заха Хадид. В 2019 была принята на должность главного архитектора проекта в компанию ОАО «Запсибгазпром», где на данный период времени завершено проектирование «Нового зимовочного комплекса антарктической станции «Восток».


— Благодарю вас за интересный рассказ. Созданный для станции «Восток» новый зимовочный комплекс – это действительно уникальный российский архитектурно-инженерный объект, работой над которым можно по праву гордиться. Желаю вам и вашим коллегам реализации новых интересных проектов.

 

Беседовал Евгений Белкин

Фото и иллюстрации представлены Еленой Фокиной

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: