Российский атомоход используют для нового крупного антарктического проекта

Единственное в мире транспортное судно с атомной силовой установкой «Севморпуть» начинает операцию по доставке из Санкт-Петербурга новых блок-модулей для станции антарктической «Восток». 260-метровый лихтеровоз с ледокольным корпусом впервые совершит рейс к южному континенту. Почему для этой доставки потребовалось огромное транспортное судно и что за модули оно везет нашим полярникам?

 

Легендарная полярная станция «Восток» в Антарктиде была построена в далеком 1957 году. Она находится вдали от побережья в районе Южного полюса в зоне экстремальных низких температур. Изношенные сооружения станции требуют замены. Для того, чтобы выполнить этот проект и вывести «Восток» на новый уровень комфорта и качества, ни о каком «латании дыр» речи идти не может. Только НЗК или новый зимовочный комплекс. Его сделали в России на Опытном заводе строительных конструкций, расположенном под Гатчиной (Ленинградская область), собрали для сдачи заказчику, показали журналистам (конечно, ведущие СМИ как всегда вяло осветили интереснейшую тему), разобрали, упаковали и доставили в Большой порт Санкт-Петербурга. Сюда пришел атомный транспортник «Севмпорпуть», чтобы забрать ценный груз и отправиться с ним на расстояние более 10000 км к берегам, открытого русскими моряками 200 лет назад южного континента – Антарктиды.

Новый зимовочный комплекс, 2020 год (вверху — реальные фото, внизу — проект)

А так сегодня выглядит старая станция «Восток».

Чтобы привести в порядок «Восток», который со времен запуска первого спутника Земли верой и правдой служил отечественной науке, потребовалось провести серьезные подготовительные работы. Они начались в 2019 году. Рядом с сооружениями советской станции подготовили уплотненный снеговой пласт («Восток» стоит не на скальном грунте, а на леднике). Дальше развернули на трассе, по которой будут перевозиться от берега океана к месту окончательной сборки модули новой станции, точки хранения топлива. Также на место стройки привезли жилые домики для строителей. Особой сложности для проведения работ добавляет то, что «Восток» находится на высоте около 3400 метров над уровне моря и кроме температур, доходящих здесь до минус 70 градусов, воздух разрежен как в горах: атмосферное давление всего лишь 60 % от нормы. Поэтому в первые 3 дня после прибытия на станцию люди страдают горной болезнью, хорошо знакомой альпинистам. Постепенно организм привыкает к гипоксии (недостатку кислорода в крови), хотя для полной адаптации требуется несколько недель.

 

Сам НЗК разработан в России с использованием современных наработок германской компании Ramboll. Российские проектировщики внесли в исходные конструкции массу изменений, полностью адаптировав проект к реальным нуждам территории с суровым климатом. В 2020 году были изготовлены все составляющие, включая внутреннее оснащение новой станции, и как мы уже говорили, она  была собрана. Строители, которые работали на контрольной сборке объекта в Ленинградской области, и те, кто будут его собирать в Антарктике, — это специалисты российской компании «Запсибгазпром». Только у нее есть серьезный опыт сборки подобных сооружений в нашей Арктике.

 

Новая станция поражает своими размерами (площадь 25000 квадратных метров в собранном виде) и техническим оснащением. Что-то даже сравнимо с решениями для космонавтики. Например, использованные энергоэффективные материалы выдержали испытания при температурах ниже 100 градусов, вода из растопленного снега будет проходить через девять ступеней очистки и циркулировать по кругу, направляясь на разные нужды, создано особое резервирование систем жизнеобеспечения (6 дизель-генераторов, из которых 2 — резервные) с расчетом автономного запаса топлива и продуктов на 2 года. Максимально здесь смогут находиться до 35 человек, а стандартная команда будет состоять из 15 специалистов.

 

Атомный лихтеровоз «Севморпуть» вместе с другими российскими судами осенью 2020 года выполнит масштабную операцию по доставке НЗК к берегам южного континента. Контейнеры и модули будут выгружены в районе полярной станции «Прогресс». Затем санно-гусеничный поезд из более чем 20 тягачейи специальных платформ на лыжах доставит к «Востоку» части нового комплекса 3-4 рейсами. Сотрудники «Запсибгазпрома» соберут новый комплекс на месте. Сборка и полный ввод в строй законченного объекта займут до 3 лет: жесткие климатические условия позволяют работать каждый год только около 3 месяцев.

 

Фото: газета «Санкт-Петербургские ведомости»  и сайт 47news.ru

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: