Александр Бурганов: В ближайшие 100 лет заменить инженеров роботами не получится

Наш собеседник – Александр Бурганов – по специальности инженер-конструктор, машиностроитель, работает с 1992 года на предприятии «Звездочка» в городе Северодвинске. Окончил Ленинградский Политехнический Институт по специальности «Машины и обработка металлов давлением». По собственной инициативе 5 лет назад начал проводить в школах уроки по теме, связанной с освоением космоса. Также в инициативном порядке ведет тематическую группу «Первые в космосе» в сети «В Контакте». В нашей беседе мы касаемся самых разных тем – от того, зачем в школе нужны специальные уроки, расширяющие кругозор, до отношения в обществе к техническим достижениям нашей страны, и какие технологии могут прийти в нашу жизнь в ближайшие годы.


— Александр, вы уже не первый год по собственной инициативе проводите в школе уроки для детей, посвященные космической тематике. Всем известно, что российская система образования испытывает острую нехватку специалистов, способных грамотно и доступно рассказать о технике и технологиях, вы это ощущаете? Как реагируют в школе дети и учителя на подобную инициативу?

— Смотря, что мы имеем в виду под «российской системой образования». Если его представители – простые учителя, то действительно, они непосредственно видят такой дефицит знаний о космосе и отечественных достижений. И когда я общаюсь с учениками на уроке, то, как правило, учительница вместе с детьми смотрит и слушает, широко раскрыв глаза и уши от удивления, а потом горячо благодарит. Реакция детей сильно зависит от возраста, но об этом расскажу отдельно.

Если имеем в виду под системой образования наших вышестоящих чиновников – увы и ах, у меня ощущение, что у них задача – прямо противоположная моей. К примеру, астрономию исключили из общеобразовательных предметов через два года после уничтожения Советского Союза, а окончательно убрали из программы в 2008 году, но в 2017-м формально вернули в образование. Но по факту, астрономию преподают только в некоторых профильных физико-математических классах.

 

Сегодня принято говорить, что дети из-за засилья гаджетов и обилия информационного «мусора» плохо воспринимают информацию. Так ли это на самом деле?

— По поводу гаджетов: хорошую вещь «Гад же ты» не назовут. Шутка. Возможно, нечто такое есть, здесь скорее всего сказывается то обстоятельство, что любую свободную минуту ребенок конечно посвятит своему телефону или планшету. А там соцсети, ютуб и игры, в общем, не до космоса. Конкуренцию за внимание молодого человека всегда выиграет гаджет с содержимым. Поэтому важно наполнять это содержимое нужным контентом. Надо пользоваться всем тем, что есть в нашем современном мире — создавать и вести группы в соцсетях, записывать видео в ютубе и так далее.

Таким образом, зло можно превратить в добро, хоть и не сразу. Для этого требуется приложить усилие, привлечь внимание, заинтересовать школьника. В принципе, мне это удается, по крайней мере, на время лекции.

До 5 класса дети воспринимают информацию очень заинтересованно: море рук в конце лекции, наперебой спрашивают, не стесняясь. Они готовы даже подражать тебе, когда рассказываешь о том, что увлекаешься темой космоса с детства.

С 6 по 8 класс нарастает критическое отношение ребят, вопросов задают меньше. Бывает, очень возмущаются некоторыми моими высказываниями, а какие-то, наоборот, не вызывают никакого отклика.

С 9 по 11 класс ребята почти взрослые, они «уходят в себя», даже если им интересно, они стараются не показывать это, вопросов почти не задают. Такие особенности восприятия — это интересная тема для психологов, историков, социологов, я же обычный инженер, мне остается только делать выводы, как правильно донести информацию до сознания ребят.

— Как заинтересовать в 2020 году школьников полетами в космос и научно-техническими знаниями?

— Какой дать рецепт для того чтобы увлечь молодых людей космосом? В младших классах я выдаю больше медиаконтента, в старших больше апеллирую к истории, логике, научным фактам и даже к геополитике. Но во всех случаях я стараюсь погрузить школьников в некую атмосферу, в которой кроме моего рассказа про Гагарина, Королева и Циолковского, на экране весь урок демонстрируются картинки далеких галактик, луноходов, поверхности планет солнечной системы, космических кораблей и ракет.

Спустя 10 минут после начала лекции я запускаю свой фирменный видеоролик, где показан старт ракеты Юрия Гагарина, полет корабля Восток, вход в атмосферу и его возвращение и все это в сопровождении очень динамичной и романтичной композиции французского композитора Дидье Маруани (группа Space). Да, весь урок у меня проходит в сопровождении космической музыки Вангелиса, Жана-Мишеля Жарра, Дидье Маруани, Георгия Бурганова и советских песен: «Знаете, каким он парнем был!», «На пыльных тропинках далеких планет»

В конце урока у меня блиц — опрос, в младших классах меня засыпают вопросами, я минут пять отвечаю, и всё: звонок. Всегда есть ощущение, что это было только начало, и я не успел рассказать и десятой части всего интересного, а ребята не успели получить ответы на свои многочисленные вопросы. Учителю и самому активному ученику я дарю компакт-диск с записями космической музыки, видео – несколько популярных советских фильмов о космосе, например, «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной», кроме того там записаны и книги – фантастика Станислава Лема, Кира Булычева, Юрия Томина, «Аэлита» Алексея Толстого.

Вот такой «галоп по европам» получается, потому что я понимаю, что, скорее всего детям этого класса выпал единственный в жизни шанс побывать на лекции о космосе. Возможно, этот урок станет толчком к познанию мира, к отношению к своей стране, или даже к своей будущей профессии.

— В образовательной сфере в регионах встречаются мнения, что уроки, развивающие кругозор, «не готовят детей к ЕГЭ», а значит, они бесперспективны. Сам лично сталкивался с таким в одной из гимназий, когда предложил им программу обзорного спецкурса по российской науке и технике. Как быть с такими «экспертами»? Что вы можете сказать в ответ на подобные упрёки?

— Евгений, на самом деле Вы затронули глубокую и масштабную проблему, давайте я начну немного издалека. О настоящих, совершенно необходимых для нас перспективах рассказывают популяризаторы науки и техники: «Космос даст человечеству горы хлеба и бездны могущества» (К.Э. Циолковский). Космические исследования двигают вперед науку, технологии, не позволяют сидеть на месте и просто проедать то, что нам досталось от наших предков.

А что упомянутые Вами «эксперты» вкладывают в понятие «перспектива»? Для них – это стать идеальным потребителем, готовым любой продукт купить, употребить или произвести, не задумываясь, не обращая внимания, может быть это порнографический журнал или  блокбастер сомнительного содержания. Таким образом, явно идет подмена понятий, но с какой целью?

Надо понимать, что перед человечеством стоит гигантская проблема, которую «эксперты» сознательно или нет, но изо всех сил замалчивают. Население Земли составляет больше 7 млрд человек и благосостояние землян неуклонно растет, остановить этот рост невозможно. К примеру, давно подсчитано, что если бы все земляне потребляли столько же ресурсов, сколько потребляют жители США, то нам потребовались бы ресурсы четырех наших планет! Под понятием «основные ресурсы» подразумеваются полезные ископаемые и энергия. Если не сделать какого-то научно- технического и технологического прорыва, то возможно  через сотню лет люди столкнутся с жесточайшим дефицитом всего необходимого, за которым может последовать гибель человечества от войн и/или деградации.

Выходов из этого положения у землян ровно два: или развивать научные и в том числе космические исследования, чтобы как можно меньше истощать нашу родную планету, чтобы вынести энергетически емкие, опасные производства за пределы Земли, либо законсервировать, а еще лучше остановить рост населения, а потребление людей свести к самому минимуму. Понятно, что даже вылупившегося цыпленка не засунуть обратно в скорлупу, а уж люди, привыкшие к благам цивилизации, но разучившиеся разводить вручную огонь или ходить на охоту с луками и стрелами, тем более не в состоянии будут «вернуться к корням».

Глобализаторы придумали простое решение — если ресурсов мало, и уменьшить потребление на каждого человека не очень получается, то надо уменьшить количество людей на планете!

ЕГЭ — это первый, как бы незаметный шажок в этом направлении, призванный для начала выхолостить процесс образования, понизить интерес к познанию мира. А потом воспитать поколение новых людей с настолько узким кругозором, что оно станет не способно развиваться и разбираться в окружающем мире. Манипулировать таким населением довольно легко и можно внушить моду на бездетность, на отказ от семьи, чтобы  лишить семью статуса элементарной самой устойчивой ячейки общества, и тем самым остановить и обратить вспять рост населения Земли. Им нужны безграмотные послушные «роботы-исполнители». Как в одном советском фантастическом фильме. Видимо, кто-то уже примерил на себя роль «роботов — вершителей».

Но может быть глобалисты правы? Существует ли на самом деле выход, или мы витаем в розовых облаках? Ни в коем случае!

Всего в 400 000 километрах от нас висит «груша, которую нельзя скушать», это наш естественный спутник Луна. «Нельзя скушать» потому что летать на Луну пока крайне затратно. Зато кроме собственных залежей, за миллиарды лет на Луне скопились миллионы тонн полезных ископаемых от прилетевших метеоритов и астероидов. Там вся таблица Менделеева, вплоть до гелия-3 – горючего для будущих термоядерных электростанций.

Кроме того, это идеальная площадка для размещения крупных астрономических приборов — оптических и радиотелескопов и других научных инструментов типа нейтринных детекторов, синхротронов… Луна с ее гравитацией меньшей земной в 6 раз — это идеальный космодром для старта и промежуточной посадки планетолетов, которые мы будем отправлять в экспедиции для исследования солнечной системы. Там же можно строить автоматизированные производства по добыче, переработке руды и постройке и ремонту космического флота планетолетов на атомной тяге. Таких, как в настоящее время делает только Россия

Как такой шикарный подарок появился у нас совсем рядом — величайшая загадка, вот чем надо интересоваться, вот что нужно срочно исследовать и осваивать! Потомки нам не простят, если мы этого не сделаем. Потому что уже в этом или следующем веке может наступить такая ситуация, когда наши энергетические возможности будут сильно отставать от наших потребностей.

Но, к сожалению, не все зависит от любознательных энтузиастов и ученых: деньгами, ресурсами и даже нашим образованием занимаются «эффективные менеджеры», получившие высокий балл ЕГЭ, они присвоили себе звание «экспертов» и определяют наши «перспективы»… Но будем бороться, не будем опускать руки, как говорится: «Нас мало, но мы в тельняшках».

 

— Вы по образованию и профессиональной деятельности – инженер, работающий специалист. Как вы решили пойти в школу? Много ли времени занимает подготовка таких уроков? Что используете для подготовки (источники, программы)?

— Моя дочь в 2015 году училась во втором классе, зная о моем увлечении, предложила прийти к ним в школу и рассказать о космосе. Так как сейчас в каждом классе есть видеопроектор, компьютер и звуковые колонки, устроить интересную лекцию с иллюстрациями, музыкой и видео не составило особого труда. Детям очень понравилось, другие учителя, узнав про такое дело, стали приглашать в свои классы.

Вот так, я почти каждый год бываю в школах и обычно в космический месяц апрель провожу уроки космоса. Конечно, количество таких уроков невелико, их провожу исходя из своих возможностей, ведь я работаю. Да и школьная программа бывает крайне насыщенной, так что учителя с трудом выкраивают время для этого. К сожалению, в этом году случился перерыв из-за коронавируса.

Меня можно назвать «энтузиастом отечественной космонавтики», я потому и провожу эти уроки, что «не могу иначе». Мне больно видеть, что современные школьники, да и учителя обладают минимумом познаний по этой теме. Знаю, о чем говорю, потому что еще в 2011 году провел самый первый тестовый опрос на тему минимальных знаний по астрономии и космонавтики.

С другой стороны, тесты пока показывают результат лучше, чем «на западе», куда нам было приказано равняться в «святые 90-е годы», но опасность деградации конечно велика.

Подготовить лекцию занимает примерно 2-3 дня. Если я провожу тесты, то нужна неделя на опрос и обработку результатов. Дело в том, что тесты сами по себе бесполезны, это подобие вопросов ЕГЭ с заранее заготовленными ответами. Моя цель – на последующей за тестами лекции рассказать, в чем ошибки учеников, там простые сведения о строении вселенной, что такое Солнце, Луна, отчего сменяются времена года и конечно, факты по истории нашей космонавтики.

Я записываю на флешку портативные версии бесплатных программ-просмотрщиков аудио- видео файлов, фотографий и презентаций. Перед лекцией мне нужно 15 минут на подготовку- проверку школьного компьютера, проектора и звуковых колонок и работу всех программ. Также я прикрепляю к школьной доске «наглядную агитацию» — распечатанные портреты Юрия Гагарина, Королева, Циолковского и эмблему своей группы «В Контакте» «Первые в космосе» и сообщества «Советский космос».

— Сегодня на просторах интернета, особенно, в соцсетях в нашей стране можно встретить всё больше людей, которые хотели бы влиять на формирование в обществе позитивного отношения к отечественным научно-техническим достижениям и новым проектам. Но как быть с их объединением? Должна ли, по-вашему, появиться какая-то структура, государственная или негосударственная, оказывающая поддержку таким энтузиастам или, скажем, им стоит объединяться на своем уровне?

— Такие структуры уже появляются, мы с Вами, Евгений, — одни из них. Кроме того, я нашел единомышленников в лице общества популяризаторов и энтузиастов «Советский космос», членом которого я являюсь.

Конечно, нужно объединяться, чтобы противостоять негативным деградационным процессам, но в какой форме, затрудняюсь сказать. С государственными чиновниками никогда не имел дело. Мое мнение такое — если не проявлять инициативу «снизу», наверху останется благодушие и расслабленность, мутная вода, в которой ловят рыбку те, кому не надо…

Яркий положительный пример: в 2016 году на экраны вышел патриотический фильм «28 панфиловцев», съемки которого почти наполовину оплачены неравнодушными людьми. Только когда съемки уже невозможно было скрывать и замалчивать (или даже вставлять палки в колеса) произошло невероятное: Министерство культуры РФ добавило денег на съемку, ну чтобы не выглядеть совсем уж глупо на фоне простых людей.

Значит, глобалисты не всесильны, поэтому можно и нужно делать то, что мы делаем и чаще общаться друг с другом.

 

— Вы ведете группу «Первые в космосе» в соцсети «В Контакте», посвященную космосу и технической сфере в целом. Какую информацию вы считаете наиболее важной для размещения, в первую очередь? Как относитесь к обилию фейковых аккаунтов, с которых в наши дни льется антироссийская истерия и распространяются разжигающие негативное отношение к советским и российским разработкам комментарии? Это не вопрос о необходимости цензуры, но всё-таки…

— Скажу честно: моя группа рождалась в муках, когда шел 2013 год. Тогда многие энтузиасты космоса оказались под влиянием западной пропаганды. Мне очень жаль, но многие из них оказались по ту сторону баррикад. Но группа выстояла. В ней не так много состоит участников, но зато мы можем сказать, что нас можно поставить в один ряд со старейшими и известными патриотическими интернет-ресурсами «Сделано у нас», «Время – вперед», «Техносфера. Россия», «Всё пропало», «Отсталая Россия» (последние два сообщества носят саркастические названия).

Тематика нашей группы – научные и космические исследования, прежде всего отечественные. Приветствуются обсуждения интересных научных проблем. Благодаря общению в группе и вообще в соцсетях, я нашел несколько уникальных интересных единомышленников. В обычной жизни это было бы невозможно.

Да, информационная война все больше обостряется, но если раньше, лет 10 назад мы часто терпели «поражение», то последние 5 лет все изменилось — нам есть что ответить «всепропальщикам», «путинслильщикам», либералам и троллям всех мастей. Тем не менее, надо понимать, что пока в этой области до победы – ой, как далеко, ведь ложь всегда будет приятней суровой правды, а наглость и хамство кажутся убедительнее доводов разума. Поэтому молодые люди, не имеющие практического опыта, мало интересующиеся историей, прежде всего, попадают в «ласковые сети» наших «партнеров». Спустя несколько лет, в лучшем случае самые умные из них начинают разбираться, что к чему и приходят к правильным выводам. Так надо дать им возможность такого выбора.

Как во всякой войне, в информационной тоже есть место диверсиям, обманам, вербовке, окружениям со взятием в плен и разгромом. У меня многолетний, с 2005 года опыт общения в соцсетях и на форумах. По себе знаю, как против нас ведутся кибервойны, и информационные спецоперации. В русскоязычные форумы засылаются определенные отлично подготовленные и хорошо оплаченные люди, проталкивающие, пропагандирующие точку зрения наших противников. Борьба с ними напоминает войну одиночек-богатырей против армии змей-горынычей. У них много голов, одну отрубишь — взамен вырастает новая «крымчанка, дочь офицера» и так до бесконечности.

Наш противник – отлично вооруженный, очень умный, хитрый, безжалостный и беспощадный. Надо всегда предусматривать возможность взлома твоего аккаунта и даже заражения твоего компьютера специальным вирусом, который не удаляется стандартными антивирусами. Причем мы понимаем, что на языке военных, наша деятельность – пока чистой воды «партизанщина» безо всякой помощи от «Большой Земли».

Есть и еще одна ловушка для молодых увлекающихся людей: это подставные «отечественные» популяризаторы. Я бы не хотел их сейчас называть по именам и кличкам, чтобы не создавать им рекламы, но обозначить проблему нужно: под видом популяризации отечественных достижений в нашем инфополе работают несколько русских блогеров, очевидно за гранты от НАСА, иначе никак не объяснить их неустанную активность. Их задача – исподволь очернить нашу историю и подвести к мысли, что Россия в космическом, научно-техническом отношении бесперспективна, а все передовое — только там, на «благословенном западе».

Ключевые слова здесь «гений Илон Макс», «НАСА», «плохой Рогозин», «коррупция на космодроме «Восточный» и прочее. Результат этой деятельности,  к сожалению, не только в очернении нашего Отечества, но и в том, что молодые талантливые ребята стремятся идти работать не в своей стране, а устраиваются в НАСА или ЕКА (Европейское Космическое Агентство), и повышают научно-технический потенциал наших заклятых «партнеров».

По поводу цензуры: в нашей стране сейчас она практически отсутствует, в отличие от  так называемых «цивилизованных западных стран», где формально провозглашается «свобода и демократия», но есть перечень тем и даже слов, на которые наложено табу, за нарушение которого можно угодить за решетку. Вывод о необходимости цензуры у нас напрашивается сам собой. Но она должна быть грамотная, исходить из национальных приоритетов и основываться не на «общечеловеческих ценностях», которые определяются западными кукловодами по своему усмотрению (сегодня это пропаганда однополой любви и толерантности ко всему рушащему культурные традиции, а завтра ее могут сменить темы добровольной эвтаназии и поедания человечины), а на наших традиционных ценностях.

С другой стороны, инфовойны – это виртуальное понятие. Несмотря на оголтелую русофобскую и антисоветскую пропаганду, нас не смогли переформатировать ни во время петровских  реформ, ни в 19, ни в 20 веке, и сейчас не получится. «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее». Русские люди разберутся во всем, вернутся  и накажут так, что мало не покажется.

Вспомнился анекдот на эту тему (либералов прошу не пугаться и не воспринимать  буквально):

«Раннее утро в Париже. Русские танкисты Иван и Андрей сидят в бистро и пьют кофе, закусывая круассанами.

— Об одном я только жалею, Ваня, — говорит Андрей, — что информационную войну мы проиграли».

 

— Вернемся к космосу и науке. Каким вы видите будущее как технический специалист? Вырвемся ли мы за пределы орбиты Земли? Какие технологии, по-вашему, могут стать прорывными в ближайшее десятилетие?

— Будущее, какое сладкое слово! В детстве оно представлялось мне таким прекрасным, что сейчас уже находясь в нем, мне бы хотелось вернуться в прошлое и опять помечтать:

О полетах на Луну и Марс по профсоюзной путевке, об экспедициях к далеким звездам, о полной победе над болезнями, о доступном и безопасном транспорте в виде летающих автомобилей как в фильмах «Бегущий по лезвию бритвы» или «Пятый элемент», о путешествиях на дно океана в прозрачных подводных лодках. В конце — концов, о социальной справедливости и о мире во всем мире. Но реальность оказалась несколько другой, и мы ее пытаемся исправить.

Пилотируемые полеты в дальний космос уже много лет являются ареной, где ломают копья сторонники «за» и «против». Постараюсь не встать ни на одну сторону, а проанализировать задачу с другой точки зрения. Как я объясняю детям на лекции – основная опасность в космосе — это космическая радиация. Пока против нее не придумано практически ничего. На все 100% мы не сможем защитить человека от рентгеновского, гамма, нейтронного излучения, от протонных вспышек на Солнце и главное — от межгалактического излучения. Как говорил Владимир Путин: «Живая клетка до Марса не долетит». Но это не значит, что надо посыпать голову пеплом и забыть про нашу мечту о планетах и далеких звездах. Попробую доказать свое убеждение:

В древние времена источником энергии для древних людей были дрова, потом люди открыли для себя каменный и древесный уголь, удельная теплота сгорания которого была больше. С его помощью произошла первая технологическая революция — стало возможным выплавлять бронзу, медь и железо и изготавливать долговременные орудия труда. Так продолжалось довольно долго, пока всего 200 лет назад не были открыты месторождения нефти, и из нее не стали производить топливо для двигателей, что привело к очередной научно- технической революции моторов. Далее научный прогресс и военная необходимость привели к освоению атомной энергии. Параллельно были разработаны реактивные двигатели и доведены до такого совершенства, что мы смогли выйти в космос.

Вы понимаете, к чему я клоню? Вся история научно-технического развития человеческой цивилизации идет поэтапно, осваивая то, что есть в окружающем людей мире. Будто кто-то оставил для нас посылки с полезным содержимым по пути нашего следования.

При этом то, что казалось еще 100-200 лет назад совершенно невозможным, к примеру, полеты в небе на аппаратах тяжелее воздуха или путешествия к другим планетам, в конце концов, становится реальностью!

Сначала мы говорим: это принципиально невозможно, потом ученые делают некие открытия, инженеры создают двигатели, приборы, устройства, а потом мы резким скачком начинаем осваивать то, что было совсем недавно недостижимо! Человечество берет один барьер за другим, если ему не мешать и направлять исследования в нужное русло.

Поэтому я бы не стал представлять проблему космической радиации тупиком на пути пилотируемой космонавтики. У меня есть ощущение, что мы стоим на пороге каких-то совершенно удивительных открытий в области теоретической физики, которые позволят нам преодолеть и эту планку. А пока мы совершенствуем технологии.

Составлять прогноз на будущее — это все равно, что побывать в шкуре метеоролога, чем дальше по времени, тем прогноз неопределенней и вероятность сбыться стремится к нулю. Но помечтать, конечно, можно.

Про свою специальность – инженер-конструктор, я могу точно сказать, что в ближайшие 100 лет заменить нас роботами или всесильным искусственным интеллектом не получится. Современное производство слишком сложное, и всегда требуется что-то изобретать, находить нестандартные решения, взаимодействовать с другими специалистами и организациями. На такую деятельность способен только человек. Тем не менее, автоматизация инженерного труда продолжится в виде развития САПР — Систем Автоматизированного Проектирования (программ трехмерного моделирования) и ERP-систем (управление жизненным циклом предприятия).

Дальнейшее развитие получат информационные технологии, в эту область вкладывают гигантские средства, потому что «кто владеет информацией, тот владеет миром». По-прежнему очень актуальна задача повышения вычислительной мощности компьютеров, и особенно суперкомпьютеров для сложных расчетов перспективных вооружений и в промышленности.

Параллельно стоит задача создания Искусственного Интеллекта. Есть мнение, что это некая химера и здесь просто осваиваются деньги, но я бы не стал судить с такой позиции. В силу интереса к политике у меня сложилось стойкое убеждение, что элементы ИИ уже применяют некоторые страны в геополитическом прогнозировании. У нас пока это скромно называют «экспертными системами», но я думаю, что это правильное вложение денег.

Продолжит развитие наша атомная промышленность, на фоне стагнации у американских атомщиков, наша отрасль давно является признанным мировым лидером и останется таковой, надеюсь навсегда. В мире прогнозируется все возрастающий дефицит энергоресурсов, который не закрыть ни зеленой энергетикой, ни традиционными ископаемыми углеводородами. Дело еще в том, что нефть и газ — это тоже ценное сырьё, из которого изготавливают полимеры, ткань, удобрения, предметы быта и  много чего еще. Как говорил наш знаменитый русский химик Д. И. Менделеев: «Сжигать нефть – все равно что топить печку ассигнациями».

Выход здесь один – развивать атомную энергетику (см. сюжеты об отрасли). Резерв существует для этого десятикратный: то есть потенциально зарубежных заказов у нашего Росатома может быть в 10 раз больше, чем есть атомных электростанций в мире в настоящее время. Интересная тема термоядерной энергетики, где наша страна здесь тоже лидирует.

Более интенсивно продолжатся космические исследования, после того как войдут в строй ракеты среднего и тяжелого класса «Ангара-А5В», «Союз-5», «Союз-6», сверхтяжелого – «Енисей». В околоземном пространстве обозначилась большая проблема, в связи с появлением «мультиков Путина», то есть тех вооружений, которые не имеют и вряд ли будут в ближайшие года иметь партнеры (будем честны). Поэтому США делает ставку на систему слежения за ними из космоса, состоящую из нескольких тысяч микроспутников. Естественно, мы не собираемся отставать, но при этом многократно увеличится засорение околоземного пространства. Поэтому потребуется система уничтожения космического мусора. Возможно, в своей основе она будет состоять из космического буксира нашей разработки.

Надеюсь, что  в 30-х годах 21 века русские космонавты побывают на Луне. Но в основном, освоение Луны будет осуществляться автоматическими аппаратами и потомками робота Федора. Если будет найдена возможность защищаться от космической радиации, будут и регулярные экспедиции посещения на лунных базах. Ядерные буксиры отправятся не только на Луну и Марс, а на все планеты Солнечной системы. Очень жаль, что в советское время мы не отправили дальше Марса и Венеры ни одного аппарата, надеюсь, что обновленный Роскосмос совместно с Академией Наук разработают внятную программу космических исследований и воплотят ее в жизнь.

Если в научно-техническом отношении Россия по праву вернет себе звание лидера, то в военном отношении Россия окончательно станет глобальным миротворцем, которую подобно пожарной команде, небесплатно, конечно, смогут вызывать страны, у которых наши партнеры внезапно найдут «проблемы с демократией». Для этого уже сейчас создаются такие образцы вооружений и техники, аналоги которых еще долго не смогут создать страны НАТО.

Будет развиваться беспилотная гражданская транспортная техника, в какой-то момент, она окажется дешевой настолько, что профессия водителя станет редкой.

К концу века благодаря развитию новых материалов и технологий станет возможным освоение мирового океана, добыча полезных ископаемых, подводные гостиницы, туризм. Появятся плавучие города.

В области машиностроения и строительства все больше будут развиваться аддитивные технологии – послойное наращивание путем лазерного спекания порошка и тому подобные. Трехмерная печать станет гораздо более доступной, войдут в моду вещи и техника, спроектированные и изготовленные по индивидуальному проекту, учитывающие личные пожелания, хотя они будут более дорогие.

Однажды станет выгоднее печатать продукты питания на специальном кухонном принтере. Сначала это будет диковинка, потом люди поймут, что лучше есть натуральное, но будет поздно, специальное программное обеспечение научится имитировать продукты так хорошо, что придется специально искать настоящие продукты, как мы сейчас стараемся покупать продукты «без химии и ГМО».

На основе новых технологий (ПАТЭС «Академик Ломоносов» — это первая ласточка) с середины и конца века начнется освоение Сибири и Крайнего Севера.

Несомненно, какой-то прогресс произойдет в биотехнологиях, с увеличением срока жизни – все, что связано с ДНК, — но здесь лучше послушать других специалистов.

Евгений, большое спасибо за Ваши вопросы, за возможность высказать то, что наболело, и поделиться своим опытом.

 

— Александр, спасибо вам за яркий и насыщенный рассказ. Удачи вашим проектам!

 

Беседовал главный редактор проекта «Техносфера.Россия» Евгений Белкин

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: