Про реверс-колхоз и очередные странные призывы из S7
Вот вроде бы жив ещё Феликсович (Владислав Филев, основатель авиакомпании «Сибирь», S7 — прим.ред.). Умный же человек. При нём с Натальей компания достигла пика. Какое-то время были первыми в перевозках по стране даже, умывали «Аэрофлот». Да и к лётной работе к ним претензий нет, в отличие от «Аэрофлота» и «Уральских авиалиний». Ну за исключением Магадана, где чуть было не было. Но по сравнению с Евдокимовым и посадками в поля это несерьёзно. Да и аэропорт там накосячил ещё больше. К обслуживанию тоже вопросов нет. Ну набрали с «Праттами», так что втюхали, на том и летают. Полмира летает, точнее, стоит. Индусы, вон, уже одни разорились.
Однако после исторического 24 февраля 2022 года компанию стало жёстко кидать из стороны в сторону. То плачут, что нет доступных слотов для МС-21, то – что двигатель ПД-14 никакой, в общем, как пел Михаил Захарович «Всё не то, всё не так». По идее, уже все смирились, что санкции лет на 40, если не на вечность. Что будет через 40 лет с текущими водородными тендециями – неизвестно. Жить и развиваться нужно здесь и сейчас. Да, сложно. Но это всем сейчас сложно. Кто-то интенсивно строит самолёты, кто-то за полтора года освоил бюджет и забил пару свай, кто-то готовится к эксплуатации МС-21 и готовит пилотов и наземку. «С7 Техник» отлично занимались поддержанием лётной годности. После всех киданий из стороны в сторону «Сибирь» призвала всех заниматься реверс-инжинирингом. Только выглядело это в формате: «Хватит заниматься там своими самолётами, всё равно ничего путного не выйдет, давайте попробуем скопировать зарубежные детали, а то нам летать не на чем».
«Есть два пути решения этой ситуации, первый — сделать упор на производстве техники с отечественными двигателями. Однако в этом случае российский авиапром «гарантированно всегда будет отставать». «Мы технически догнать не успеем, не сможем наработать тот объем доказательной базы, чтобы догнать современные западные двигатели. Потому что западные компании тоже не спят — через 20 лет они выпустят следующий двигатель», — сказал председатель совета директоров S7 Group Евгений Елин.
То есть, существование и заявленные характеристики ПД-14 Елина не устраивают. Он фактически предложил прекратить любое производство отечественных самолётов и двигателей и заняться копированием и ремонтом самолётов по типу Ирана.
«Двигатель, он не монолитный, а состоит из отдельных узлов (…) Кто нам мешает брать отдельные узлы, которые нам по силам, которые мы можем восстановить, и на это хватит денег и инженерных способностей и, самое главное, которые мы сможем доказать? (…) И начинать делать продукцию — как Мичурин делал — то есть имплементировать в отечественные разработки отдельные узлы, которые обеспечивают приоритет в технологическом преимуществе», — сказал Елин.
То есть, предлагает заняться копированием узлов агрегатов, а потом приступить к копированию, сами, дескать, всё равно не справимся, куда нам. Какие там МС-21, кто их видел. Вы мне запчастей накидайте, а то у меня половина флота простаивает.
В данном случае интересы государства и интересы «Сибири» разошлись. Хотя цель у всех одна – сохранить гражданскую авиацию. Только стране нужны новые и нормальные собственные разработки, работа авиазаводов, подготовка кадров, развитие технологий, а Елину нужен ремфонд, а лучше здесь и сейчас. И никаких отечественных самолётов. Всё равно заказать не успели, «так не достанься же ты никому!». С другой стороны, за последнее время что Татьяна, что Елин отличились множество раз натягиванием совы на глобус, то есть неразборчивостью в выборе источников и манипулированием информацией. Завтра у группы появятся иные интересы, и та же тема будет представлена ими в другом свете.
Ну и предложение действовать, как в Иране с западными самолетами, по-русски называется «колхозить». И да, производитель эти запчасти никогда не сертифицирует. Но без ремфонда весь парк «Сибири» встанет лет через 5-7. Елин это понимает. Только из любой ситуации можно выйти красиво, а можно нет, через скандалы, заламывание рук и поднятие паники. В настоящее время S7 полностью остановила полёты А-321нео, сократила полёты А-320нео, да и вообще на начало 2024 года планирует снижение полётов на 10-15 к прошлому году. То есть, с ПЛГ проблемы повылезали, причём такие, что авиакомпания их не вывезет.
Ну и я бы засомневался в безопасности полётов после реверс-колхоза. Современные самолёты подобного обращения не потерпят. Мы не будем ничего заказывать, не будем вкладывать деньги, дайте нам уже все готовое, желательно за государственный счет, да побыстрее и, это, чтобы ресурс двигателя был, как у CFM56!
Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.
Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert