Ответ авиакомпании S7 с их негативом в адрес ПД-14

Авиакомпания «Сибирь» (в миру «S7 Airlines») подкинула красивую картинку со сравнением ресурсов, где, мягко говоря, нарисованы весьма спорные цифры. Иногда нужно подмечать проблемы. Главное, чтобы критика была конструктивной. Давайте разберемся.

Сразу оговорюсь, что я считаю лучшим и непревзойдённым двигателем гражданской авиации CFM56. Он идеален, лучшего не будет. Leap-1, а тем более поделка P&W даже не сравнятся с ним по отношению экономичности к надёжности. Этот двигатель надёжен, как танк, с ним нет и доли тех проблем, которые посыпались на головы эксплуатантов с «нео» и «максами». Очень жаль, что достойной замены ему пока нет.

Теперь про картинку. Её представил председатель совета директоров S7 Group Евгений Елин. Я бы ему предложил самому поковыряться в CFM56 после 40000 часов налёта. Это во-первых.

А во-вторых, опять пытаемся сравнить несравнимое, о чём сам же и пишет. Двигатели начала девяностых. Уже отлетали кучу часов, доработаны по самое-самое. Сравним с ПС-90. Да, давайте с Ту-204 и Ту-214, которые не налетали в своём большинстве и 20000 часов, но не из-за проблем с двигателями и экономичностью, а просто потому, что «Туполев» забивал на свои же самолёты. И поддержание лётной годности больше было похоже на общение коллекторов с должниками, только в роли должников выступали «Туполев» и его заводы. Те тоже посылали, не брали трубки, ссылались на кучу различных собственных проблем. В результате самолёты вывели из эксплуатации.

Можно ли было установить ресурс в 40 тысяч часов, если ни один наш двигатель столько не налетал? Вопрос риторический. Хотя были экземпляры без съёма крыла за 20 тысяч. Без съёма, да. Но с модульными ремонтами. А так в среднем 9-10 тысяч часов. Но и у CFM 40 тысяч без съёма налетал только лидерный двигатель.

Теперь «Сибирь» хочет сразу 40 тысяч часов без съёма для двигателя, который и тысячи часов не налетал. Интересно, было ли так с CFM56? Пока не будет подтверждения фактического, такой ресурс никто и не установит. Да, можно наблюдать, смотреть, продлевать. Но это практика, а не теория. Всё же 40000 часов это 4,5 года без остановки. Такого опыта уж точно у ПД-14 быстро не наберётся. А через 30 лет уж посмотрим, как у CFM56.

Кстати, в 1992 году, как указано на картинке, у ПС-90 точно не было 6 тысяч часов. Да и 3600 часов по ПД-14 ещё не озвучили. Там пока тысяча до выхода на серию и окончания всех испытаний. Нужно было сразу 1000 часов писать, так вообще контрастно бы смотрелось.

Да и откуда вообще взялись 40 тысяч часов? Там как бы 20 тысяч циклов по-максимуму написано, а средний – 18 тысяч циклов. А циклы разные бывают. Да и ресурс у разных компонентов всё же отличается. У вала очень большой. 40 тысяч это у него? Вообще про 40 тысяч часов ничего путного не нашёл. Только циклы.

Да и хорошо бы S7 представить данные по своим А-320нео с «Праттами», так сказать, для контраста.

Ладно, картинку обсудили. Дальше высказывание Елина при показе картинки на форуме «Российский промышленник» 28 ноября 2023 года. По его словам в 2026 году ресурс ПД-14 будет всего 3600 часов до капиталки, а к 2030 году его дотянут до 12500 часов. За 6 лет эксплуатации. То есть, он уже подтверждает, что 3600 часов – это для самых первых двигателей. На что пресс-служба ОДК разразилась гневом праведным, сообщив, что 12,5 тысяч часов будет с самого старта эксплуатации, то есть с 2024 года.

Дальше Елин возмутился, что МС-21 заказать невозможно, так как все слоты заняты «Аэрофлотом». Тоже не совсем правда. Там много авиакомпаний. Все понимали, что летать нужно. Там даже «Уральские авиалинии» подсуетились где-то с опционом. Все влезли, пусть и на всякий случай. Но не «Сибирь». У них принцип, как раньше был у «Аэрофлота» – лучшее только западное. Но только сейчас трудно понять – то самолёт на этих двигателях плохой, то его заказать не получается. Какая-то неопределенность…


Об автореСпециалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: