Про первый самолет на Восточном, о снижении стоимости ЛМС-901 Байкал и двигателе СМ-100

14 августа 2023 года новый аэропорт космодрома Восточный принял первый самолет. Им стал Ту-134 RF-65151, который выполнил тестовый полет для проверки готовности полосы. Самолёт прилетел, немного постоял, отбыл в Благовещенск. Интересный у космонавтов Туполёнок — со встроенным трапом и задней дверью.

Первый самолет в новом аэропорту космодрома Восточный. Фото: Life.ru

Вообще, спутники и космические аппараты почти всегда перевозят на грузовых самолётах. Они не так много весят, но весьма хрупкие и очень ценные, чтобы доверить их иному виду транспорта. Полностью заправленная и снаряжённая «Луна-25» весила 1800 кг, а иные отечественные аппараты имеют схожие веса — от 1 до 3 тонн. Чаще всего космические аппараты перевозятся на Ил-76, которым бы хватило и половины полосы нового аэропорта. Там построили сразу 4 километра. До весны планировали 3, но потом решили ещё километр, мол, лишним точно не будет. Это пока летает Союз, но скоро достроят стол для Ангары, которая в тяжелом варианте из 5 УРМ способна выводить на низкую околоземную орбиту аппараты весом до 24 тонн. Так что и для Ан-124 «Руслан» пригодится.


Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил снизить стоимость строительства легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал». Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил Минпромторгу, Минтрансу, Минфину и Минвостокразвития до 25 сентября представить предложения по снижению стоимости производства нового легкого многоцелевого самолета: «Еще одно поручение из этого блока связано с производством и закупкой легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал». Минпромторгу, Минтрансу, Минфину и Минвостокразвития совместно с другими заинтересованными организациями нужно представить предложения о снижении стоимости строительства воздушных судов, уменьшении лизинговых платежей и возможности уменьшения аэропортовых сборов для социально значимых перевозок по Дальнему Востоку».

Опытный пассажирский самолет ЛМС-901 «Байкал», фото 2022 года

Мне нравится формулировка – «снижение стоимости производства», а не снижение стоимости самолёта. Там кроме стоимости производства ещё куча всего. Производство — это процесс. А комплектуха уже влияет на стоимость самолёта. Так что написано некорректно. А вообще, ценник на самолёт объективно завышен. Снижаться он будет, но всё равно, УЗГА долго идут к этому, поэтому вполне могут и не двигаться особо. Особенно, если до ума доведут двигатель ВК-800СМ. Но Байкал — не панацея. А вот сколько будет стоить более важная «Ладога» (ТВРС-44) — вопрос более актуальный. Ну и Минтранс особо ни на что не влияет. Не, ну может свою ГТЛК пнуть хорошенько. Но производство самолётов вообще никаким боком к Минтрансу…


ОДК представила на форуме Армия-2023 макет перспективного двигателя СМ-100 для модернизированного учебно-боевого самолета Як-130М. Двигатель отличается от базового АИ-222 более высокой тягой, большим назначенным ресурсом. Улучшение характеристик достигнуто за счет повышения степени сжатия, установки современного трехступенчатого компрессора низкого давления, внедрения модернизированных узлов камеры сгорания и турбины повышенной надежности. В настоящее время компрессор низкого давления и турбина проходят стендовые испытания, а камера сгорания – летные испытания. Кроме того, в ближайшее время также будет испытан модернизированный компрессор высокого давления. Узел стал меньше, легче и дешевле в производстве. Также для модернизированного двигателя разработана усиленная коробка приводов, позволяющая установить привод-генератор.

Макет перспективного авиадвигателя СМ-100 на выставке «Армия-2023»

Хм, под пару двигателей тягой в три тонны с более-менее адекватным ресурсом и удельным расходом в 0,64 кг/кгс*ч можно придумать отечественный вариант CRJ-100/200. Ну какой-нибудь совсем небольшой регионал на 50 мест, не требующий посадок на грунт. Собственно, нишу надкусил Ил-114, но до него ещё ждать можно долго. Но это я к тому, что этот бы двигатель нашёл свою нишу и в гражданской авиации, разбавив изделия Климова. Да и до «Салюта» дотянуться проще, чем до «Климова»…


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: