Вьетнамский трофей: Как новый американский истребитель в СССР испытывали и что из этого вышло

Ознакомление с образцами вражеской авиационной техники всегда является приоритетным направлением любого государства, имеющего сильную авиационную промышленность. Можно вспомнить про испытания трофеев из Испании в конце 30х годов, или работы над немецкими реактивными самолетами сразу после Великой Отечественной Войны. Во время войны во Вьетнаме, СССР получил возможность изучения передовых образцов самолетов и вертолетов, в том числе впервые за долгое время, были проведены летные испытания одного из интересных американских истребителей, Northrop F-5E Tiger II. Долгие годы, о проведении летных испытаний на базе НИИ ВВС в Ахтубинске этого самолета, было практически ничего неизвестно. В начале 90-х годов прошлого века, информация появилась, но была настолько необычной и можно сказать скандальной, что в нее особо не верили.

F-5E 73-00807 На испытаниях в СССР.
F-5E 73-00807 На испытаниях в СССР.

В середине 1990-х годов, в ангар 101 кафедры Московского Авиационного Института, из ОКБ Сухого прибыла непривычная взгляду кабина, от американского истребителя F-5E. Этот самолет был подарен руководством Северного Вьетнама в СССР, вместе с еще несколькими интересными образцами американской военной авиатехники, после окончания Вьетнамской Войны. В Советский Союз был доставлен самолет с серийным номером 73-00807, выпущенный второго июня 1974 года фирмой «Northrop» в городе Палмдейл, штат Калифорния. СССР достался один из самых новых истребителей Южно-Вьетнамских ВВС. Всего Тигров было получено 27 штук. Кроме СССР, один F-5 попал в Польшу, а еще один в Чехословакию. Кстати в странах Восточной Европы оба этих подарка из Вьетнама, до сих пор являются одними из весьма интересных экспонатов в авиационных музеях. Но мы шли всегда своим путем, и в России сохранилась только кабина, причем практически недоступная для осмотра.

Кабина F-5E 73-00807 в МАИ.

Но давайте обо всем по порядку:

F-5E прибыл к нам в расстыкованном виде на борту самолета Ан-22, приземлившегося в подмосковном Чкаловском. Видимо первоначальные планы испытаний F-5E в СССР, предусматривали проведение оных в Жуковском на базе ЛИИ имени Громова. Однако, скорее всего по соображениям сохранения секретности, испытания было решено проводить силами НИИ ВВС в Ахтубинске. Для проведения испытаний, была сформирована группа специалистов НИИ ВВС, включавшая в себя летный, инженерный составы и значительную группу специалистов по летным испытаниям. Самолет был перевезен в Ахтубинск, где сначала спецы учились его эксплуатировать, ведь к сожалению борт прибыл из Вьетнама без инструкций и техописаний, но эту проблему удалось как то преодолеть и с конца июля 1976 года в небе над Ахтубинском стал появляться весьма необычный для нас самолет. Для соблюдения секретности и запутывания простых советских граждан, которым довелось бы увидеть этот истребитель, на самолет нанесли красные звезды и красный же бортовой номер 10. При этом камуфляжная окраска осталась в наследство от ВВС Южного Вьетнама. К полетам на «американце», были допущены самые опытные летчики испытатели НИИ ВВС Н.И.Стогов, А.С.Бежевец и В.Н. Кондауров. После того как летчики «влетались» в ранее неизвестный им самолет, начались оценочные учебные бои с самолетами МиГ-21.

Разбор полета у F-5E
Разбор полета у F-5E

Результат был ошеломительным. МиГ-21, обладавший по тем временам весьма неплохой горизонтальной маневренностью, практически всухую проиграл все воздушные бои на виражах. Несмотря на значительно более высокую тяговооруженность и наличие радиолокационного прицела, F-5E впитал в себя все новейшие достижения аэродинамики и имел развитую механизацию крыла, к тому же имевшую режим боевого маневрирования, ярко выраженный наплыв и вихрегенераторы. Все эти доработки давали Тигру значительное преимущество в горизонтальном маневре. Но как только начались полеты на отработку воздушных боев на вертикалях, то МиГ-21 получал практически такое же преимущество. В срочном порядке, к учебным боям подключили новейший МиГ-23М, но и он на горизонталях ничего не мог поделать с новинкой американского авиапрома, причем предназначенной для стран Третьего мира. Это был шок. Отчеты по испытаниям были в срочном порядке засекречены и отправлены в архив НИИ ВВС. Сам самолет был возвращен в Москву, сначала в ЦАГИ, где он прошел статические испытания, а выводы летчиков и результаты испытаний, поставили крест на нескольких концепциях маститых отечественных ученых аэродинамиков. Стало например очевидной необходимость срочного внедрения отклоняемых носков крыла, наплывов и использования вихревой аэродинамики. Что касается отклоняемых носков крыла, которые долгие годы в нашей аэродинамике считались чуть ли не вредными. Их даже пытались убрать на одной из модификаций МиГ-23, но самолет с таким крылом был просто опасен в пилотировании и на всех выпущенных с таким крылом МиГ-23, крылья пришлось заменить.

После ЦАГИ самолет перевезли в ОКБ П.О. Сухого , где он прошёл конструкторское изучение, с целью выявления интересных решений, которые бы имело смысл внедрить на перспективных самолетах ОКБ. Кстати, некоторые весьма удачные решения с F-5E, были в дальнейшем использованы на Су-25 и Су-27.

F-5E на конструкторском изучении.

После подробного изучения, были попытки отправить самолет в Музей ВВС, но в то время, руководство музея не проявило интереса к сильно разобранному самолету. В результате F-5E порезали на металл, сохранив лишь кабину и несколько интересных агрегатов. Для летчиков ВВС СССР была выпущена методичка по ведению боев с F-5, которые состояли на вооружении Дании, Норвегии, Голландии, Южной Кореи и некоторых других стран закупавших боевые самолеты в США. Кстати, она весьма пригодилась советским военным советникам в Африке, во время вооруженного конфликта между Эфиопией и Сомали, где нашим инструкторам пришлось срочно осваивать F-5E и разрабатывать тактику ведения воздушного боя с Советскими МиГ-21, ранее поставленными в Сомали.

 

 

Документация по испытаниям F-5E Tiger II, долгое время хранилась в Ахтубинске, но несколько лет назад из за нежелания рассекречивать кучу старой бумаги, она была просто сожжена…

Кабина по сей день стоит в ангаре МАИ, но ее посещение для любителей авиации является практически недостижимой мечтой.


Материал публикуется в рамках сотрудничества с авторским Дзен-каналом «Авиация мира». Оригинал публикации на Дзене: https://dzen.ru/a/ZfSWXzY3E2MO4ysK

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: