Как спасли Су-7Б, ставший памятником на территории ОКБ Сухого в Москве

Этим материалом «Техносфера. Россия» начинает сотрудничество с отличным российским специализированным ресурсом «Авиация мира» и его автором Евгением Лебедевым. Сегодня речь пойдет об одном известном советском боевом самолете, ставшем памятником на территории конструкторского бюро Сухого.

Авиационные памятники порой имеют интересную историю, а вот этот , к сожалению практически недоступный для простых любителей авиации Су-7 в Москве имеет интереснейшую историю спасения и установки на памятник. Су-7Б с заводским номером 20-08 когда то служил в составе 274 АПИБ, летал в Кубинке, а после выработки ресурса, был перевезен на военную кафедру Московского Авиационного Института, где и стал работать учебным пособием. Долгие годы студенты учились на нем обслуживанию авиационной техники в рамках подготовки лейтенантов запаса. Ведь военная кафедра готовила авиационных техников. Шли годы, на «Малой земле», а именно так называлась территория военной кафедры, появились новые самолеты, такие как МиГ-23Б и МиГ-23МС, а затем прибыли МиГ-29 и Су-27. Семерка оказалась вроде как лишней, но даже в 90-е годы это никого не смущало. А вот потом началась «Табуретковщина».

Су-7Б на территории военной кафедры МАИ

Сначала военную кафедру в одном из ведущих технических ВУЗов России просто решили расформировать, и бравые комиссии уже определяли, что и как будет утилизироваться. Но тут с самого верха власти в России, «дефективных» менеджеров от армии весьма чувствительно одернули и кафедру сохранили. Но процесс продажи на металлолом устаревших образцов техники был уже запущен и в скором времени угроза распила нависла над большинством учебных самолетов военной кафедры. Даже не смотря на смену министра обороны в России, маховик был запущен. Первыми ушли под нож препарированный МиГ-21 и фюзеляж с отрезанной ранее кабиной от МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи». Су-7 уже был осмотрен металлоломщиками и готовилась процедура оценки самолета, но тут случилось очередное чудо в мире авиации. Про судьбу самолета узнали ветераны ОКБ Сухого и загорелись идеей спасти самолет и установить его как памятник, на территории ОКБ. Там уже стояли самолеты Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, и макеты Су-2 и И-153, ведь территория ОКБ Сухого, до войны являлась вотчиной авиаконструктора Поликарпова.

Дальше развернулась специальная операция по спасению Су-7Б. Буквально в течение суток, в темное время суток февраля 2014 года, самолет был расстыкован и перевезен на территорию ОКБ, где и был направлен в реставрацию. Подробности пока оставим за кадром, но недовольство металлистов и заинтересованных в утилизации служащих МО было весьма бурным и многоэтажным. Разработал всю эту операцию и организовал работы, один из старейшин ОКБ Сухого, в прошлом директор КНААЗ имени Гагарина, Владимир Николаевич Авраменко. Именно этот человек собрал технарей и технику и вывез Су-7 из под носа металлоломщиков. Он же курировал дальнейшую реставрацию самолета и добился сохранения самолета в качестве памятника в ОКБ. Тем более, что приближался очередной юбилей фирмы и под этот повод, удалось выбить финансирование работ по восстановлению самолета-ветерана. Работы шли быстро и споро. 29 июля 2014 года состоялось торжественное открытие самолета памятника Су-7 на территории ОКБ Сухого.

Торжественное открытие памятника Су-7 в ОКБ Сухого. Фото Виталий Рагулин

Самолет был вылизан. Были изготовлены утерянные лючки и ПВД, убраны царапины и вмятины. Отдельно было восстановлено переднее остекление фонаря кабины, имевшее значительные трещины, Для реставрации даже пришлось привезти из Ахтубинска, случайно найденную на задворках филиала ОКБ специальную тележку для расстыковки фюзеляжа.


Оригинал публикации на Дзене: https://dzen.ru/a/ZdEWe9hSeW9zG-T1?sid=185959115455601779

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: