Что за Ту-324 и почему про него заговорили снова?

Сегодня хотел бы поднять тему недавних заявлений относительно Ту-324. Тему эту подняло издание из Татарстана «Бизнес-Онлайн», которое в последнее время относительно качественно поднимало тему авиапрома в Казани. Но последние материалы выходили на минорных нотах. Нужно что-то горячее, чтобы вся страна заговорила. Вообще, если в заголовках появляется Ту-204/214 в последнее время статьи приобретают нетипичное внимание. Стараюсь этим не пользоваться, так как при постоянном хайпе при полном отсутствии новостей можно скатиться либо в пустое обсасывание единичных фактов, либо в скандалы, интриги и расследования, что поменяет аудиторию на конспирологов, потом будем НЛО обсуждать.

Так вот, журналисты «Бизнес-Онлайн» смахнули пыль с проекта 20-летней давности. На МАКС-2015, где представляли самолёт, было только 800 буклетиков и 2 баннера. В Туполеве есть полноразмерный макет салона. Интересно, насколько продуманы остальные части, так как макет сильно смахивает на салон Ту-134, но с другими полками и креслами. Но сейчас не об этом, а об объективности журналистов. Стоит ли ждать, что рисунок превратится в железную птицу?

В тексте есть только фотографии и материалы рабочей группы из Татарстана. При этом, руководитель проекта Назир Киреев не дал комментариев, вносящих какую-либо ясность. Много ссылок на главу Татарстана Минниханова, но слов и от него нет. Но главное то, что в дело пытаются впутать «Аурус» и Газпром. При этом под маркой «Аурус» есть летающий Суперджет. Куда там Ту-324, если нет подтверждения Газпрома. При этом приводятся доказательства только в виде того, что президент поручил Газпрому заняться «Аурусом». Ни Ту-324 там не фигурирует, ни чего-либо ещё. Группа хотела бы что-то производить, сетует на то, что заказчиком должно выступить государство.

Ни одного авторитетного источника в статье нет. Нет и ссылок на реальные факты. Производится исключительно притягивание за уши.

Далее про сам самолёт. Естественно, собственный бизнес-джет России бы не помешал. Но Ту-324 существует только в виде проекта, сделанного в цифре (со слов Киреева), макета салона (его собрать проблемы нет, да можно и кусок Ту-134 отпилить и облагородить), нескольких листовок и баннеров. В ЦАГИ макет не продували.

Далее – неизвестно, какие двигатели на него собираются ставить. В проектной документации указан двигатель АИ-22 тягой 4 тонны. Двигателей с такой тягой сейчас у нас не планируется производить. Не до них сейчас. А отвлекать ресурсы загруженных сейчас двигателестроителей никто не станет. Нужно ПД-8 довести до ума, а Иноземцев занимается ПД-35, да и куча работ по ПД-14.

Следующий момент – где строить самолёт. Казанский авиазавод (КАЗ) за прошлый год должен 3 Ту-214 плюс несколько машин за этот год. Там пока ситуация едва сдвинулась с мёртвой точки. Точнее, начали делать в том же режиме, что и для СЛО – полсамолёта в год. К вопросу серии не подходили, импортозамещением компонентов Ту-214 никто не занимался, расширение производственных мощностей не делали, персонал не набирали.

Осенью начали строить несколько новых цехов, включая новый ЦОС для Ту-214. Красиво выложили фотографии забоя первой сваи, пофотографировались. Тем не менее директора Королёва сместили, да и в целом, шорох пошёл. Но денег ещё выделили. Так что КАЗу и всем «рабочим группам» есть чем заниматься. Но они хотят много денег и мало спроса. Причём пытаются подключать Газпром, всех остальных, рассчитывая тоже на кусок бюджета для авиапрома.

При этом разработать планер не составляет труда. Двигателей под него нет. Но кроме двигателей потребуется и бортовая радиоэлектроника и остальные уникальные узлы, которые потребуют отвлечённости ресурсов и без того загруженных предприятий. Или они рассчитывают, что по приказу концерн КРЭТ отвлечётся от МС-21 и Суперджета и помчится заниматься бизнес-джетом для Минниханова? Да нет. Сейчас под бизнес-джеты приспосабливают Ту-204 и Суперджеты. Их и восстанавливают. Для СЛО самолёты строят отдельно. А здесь можно предложить бизнес-класс.

В конец вставлю цитату из статьи:

«Версия имеет право на существование. Как мы помним, Ту-214, который сегодня претендует на роль одного из спасителей гражданского флота России, сохранился как тип только благодаря корпоративным заказам — от администрации президента РФ, спецслужб, военных. Почему бы такой истории не повториться и с Ту-324?»

Версия не имеет права на существование. Таких «проектов» в столах всех конструкторов найдётся несколько десятков. Особенно у Ила, где проходят практику студенты МАИ и этим занимаются на досуге. Ту-214 сохранился благодаря потребности СЛО в таком самолёте. При этом пятнадцать лет Республика не занималась вопросами его поставок перевозчикам, которые и не были против. В самолёте Ту-324 заинтересованы, как в готовом изделии. Если Республика сможет его построить в единичном экземпляре (а на проект потратило государство 100 миллионов долларов США) и он полетит, то можете начать заинтересовывать заказчиков. Как минимум, гарантией будет, что они смогут получить хотя бы один экземпляр. Но такое стремление отвести внимание от основной задачи (постройки Ту-214) и залезть снова в бюджет не может не удивлять. У них там скучно на КАЗе, что ли?


Об автореСпециалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: