А что у нас с новыми Ту-214?

Мы чаще всего обсуждаем ход подготовки к серийному производству Суперджетов и МС-21. Почему? Да про остальные типы новых воздушных судов новостей нет. Про Сухие и МС-21 регулярно публикуются новости: что привезли, что и где обкатали. Правда, некоторые одаренные орут с ходу «Зачем нам очередной комплект БРЭО, полёт или запуск – где самолёты сотнями с красными флагами?» Но вот про Ту-214 информации не было весь 2023 год вообще, кроме того, что серийное производство стартовало в марте, а а в ноябре на Казанском авиазаводе (КАЗ) забили первые сваи под новый цех. Всё, информации ноль.

5 декабря 2023 года в «Бизнес Газете» и на радио «Бизнес-ФМ» появилась небольшая статья, в которой сказано, что в цеху окончательной сборки в Казани находится один Ту-214, а остальные два в виде неполных комплектов пока до него не дошли. Оправдания завода ничем не отличаются от прошлых лет: они присущи именно «Туполеву» (не великому Андрею Николаевичу, а нынешнему акционерному обществу, запятнавшему его светлое имя). Вкратце: сроки в программе, которые мы обозначили лично премьер-министру, а также Президенту, министру транспорта и министру промышленности и торговли, да и эксплуатантам, да и гражданам страны, они же нереальные были, это просто отражение ожиданий. Да и вообще мы только строить начали, отстаньте. Деньги освоили, сваи забили, что ещё нужно? Не мешайте. Один самолёт же добрался до цеха окончательной сборки. А вообще мы скоро в Ред Вингс отдадим восстановленный RA-64518. Он почти готов. (Им сама фирма «Туполев» не особо-то не занималась: казанские авиастроители старались). А дальше случается самое стандартное. Слишком болтливый язык. Цитата: «Для него прорабатывается возможность поработать какое-то время летающей лабораторией для испытаний обновленных комплектующих, которые будут использоваться при производстве новых Ту-214, — рассказал управляющий директор «Туполева».— А впоследствии эта машина планируется к передаче коммерческому эксплуатанту».

Суть следующая. «Сухой Суперджет», как и Ту-214, да и МС-21, — все не являются идеальными с точки зрения использования 100%-отечественных компонентов. Вот тех, кто трещал на каждом углу, что Ту-214 «полностью отечественный», ими и нужно заниматься, их бы и отправить на КАЗ их строить.

Иркутский авиазавод (ИАЗ) уже закончил строительство нового цеха под МС-21, увеличил штатную численность на 4500 сотрудников: теперь на ИАЗе трудятся 17000 человек (привет тем, кто говорил о кадровых проблемах — деньги решают всё!). В то же время на КАЗе по-прежнему трудятся 6000 сотрудников, а под новый цех только забили первую сваю в ноябре 2023 года.

3 ноября Ростех сообщил, что Раменский приборостроительный завод начал производство радиомагнитных индикаторов РМИ-3 для Ту-214 (только начал!) Кроме того, БРЭО самолёта Ту-214 включает в себя некоторое количество импортных изделий. На самолёт устанавливается инерциальная навигационная система HG2030AE21, система раннего предупреждения близости земли EGPWS и метеорадиолокационная станция RDR-4B американской компании Honeywell, а также аварийно-спасательное оборудование Air Cruisers, в кабине пилотов применяются кресла иностранного производства. Срок дан жёсткий – до конца 2024 года Казанский авиазавод и «Туполев» должны заменить все импортные детали в самолётах Ту-214 на российские – это 13 процентов, и получить на них одобрение к сертификату типа.

То есть до ноября 2023 года КАЗ с «Туполевым» всем отчитывались, что всё идёт по плану. Внезапно, осенью выясняется, что самолётов, комплектующих, ничего нет. Да и вообще думали, что «привезём там, ну или санкции совсем снимут, а оно вон как повернулось». Клятые империалисты виноваты, а не деды замшелые из «Туполева» и КАЗа. Преемственность поколений? Да не дай Бог. Эти напередают.

Ростех, естественно, напряг своих, чтобы вывезли это всё. Там уже «Аэрофлот» стучит пальцем по часам. Да и в начале следующего года премьер спросит. За год оборудование может и подготовят, если «Туполев» не будет вмешиваться. А вот с испытаниями уже всё будет зависеть от них. С таким подходом новых самолётов никто не увидит. Тут я бы уже вспомнил комментаторов с их призывом к репрессиям…


Об автореСпециалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: