Перенос поставок импортозамещенного Суперджета

Не стоит считать, что автора поменяли, или он разочаровался в чём-то. Мы же следим за процессом, видим, где происходит отставание, какие сроки реальные, а какие нет. Когда в августе 2023 года полетел импортозамещенный Суперджет, а полёт с двигателями ПД-8 сдвинули на декабрь, стало очевидно, что сроки будут съезжать. Но контракт, штрафы и лизинговые платежи есть, там срок — декабрь. Издание «Коммерсантъ» уже всё расписало, как технически произойдёт передача, как будут производиться начисления. Но нам с той бумажной передачи? Это пока всё оценки.

Пока что мы видим, что основную часть работ по импортозамещению произвели. Самолёт полетел, выполнил несколько рейсов. Задержка составила пару месяцев (план был в июне). Следующий момент – ПД-8 создали от газогенератора до двигателя за полтора года. Сроки рекордные. Тоже факт. Двигатель получился сыроватым, отработка затянулась на год, сроки полёта с ПД-8 ориентировочно затянулись на 4 месяца. Нет здесь вины чьей-либо. Получившиеся сроки всё равно рекордные, а результат нормальный. ПД-8 срастили оперативно, а вот с ТВ7-117СТ мучаемся уже несколько лет. Поэтому в турбопропах подвижек нет.

Сейчас сроки как раз и сдвигают на 3-4 месяца, обосновывая безопасностью полетов и необходимостью полого цикла всех испытаний. Это тоже справедливо. Если за полгода справятся с сертификационными полётами, то это тоже будет рекордом. Поэтому не стоит воспринимать, как пишут некоторые, что работа стоит, а деньги отмываются. Результаты мы видим – полёт импортозамещенного Суперджета видели все, равно как и полёты ПД-8 пока на лаборатории. Да, самолёт и двигатель пока существуют отдельно друг от друга. Но прошло меньше года с первого полёта ПД-8 на лаборатории. Нужно всё и сразу?

По плану и контракту на следующий год запланирована передача ещё 20 Суперджетов. Итого 20+2 штуки. Пока в каком состоянии вся программа тяжело сказать. Всё же сертификация отдельно, а производство отдельно. МС-21 наклепали, а БРЭО ждали долго. Да и поставки на 2025 год неспроста. Ну его и импортозамещать начали позже на три года.

В случае с Суперджетом импортозамещение начали с критических узлов, поэтому и полёт импортозамещённого Суперджета произошёл достаточно оперативно. Однако, многие более-менее простые узлы, которыми не заморачивались (как пресловутая дверь или другое оборудование, о котором распинался один товарищ) всё же не были готовы. Поэтому борт после первой пары полётов к сертификации спешно допиливают. Он ещё не улетел в Жуковский. Ну для первого полёта многие системы не особо и важны. Там даже шасси не убиралось. Но уже для сертификации там потребуется всё-всё-всё. Поэтому с августа работы продолжаются.

Доказал, что летать может – здорово. Но теперь впереди испытания. А там не просто полёты, а определенные задачи на каждый полёт. Руководитель Ростеха Чемезов сказал про 200 полётов. Однако, по-моему, речь шла про 200 часов. А это 60-70 полётов. На двух машинах за полгода откатать вполне реально. Заодно и экипажей откатать. С наземкой проблем не должно быть – самолёт, по сути, тот же.

Ну а что Аэрофлот? Александровский сказал, что претензий к Яковлеву нет, пускай добивают самолёт. А два самолёта роли не сыграют. Дефицита парка не предвидится.

Поэтому не думаю, что я тут скажу, что-то новое сегодня. Но статья «Коммерсанта» обошла всех. Заголовок «Не взлетается любя» совершенно не соответствует вполне адекватному характеру статьи, где говорится, что Аэрофлот не в претензии, а сроки были излишне оптимистичными, поэтому перенос ни на что не повлияет. Заголовок поэтому кликбейтный. Да и статью прочитали в первый день буквально 12 тысяч человек и оставили всего 4 комментария…


Об автореСпециалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: