О перспективах реализации госпрограммы поставок новых гражданских самолетов

Начну с корректировки программы поставок самолётов. Внесения в неё внесены впервые с прошлого года. Тут один товарищ меня в неё тыкал, вот за меня Правительство РФ отдувается. Мол, теперь данных больше, поэтому будут сдвижки. Итак, в этом году поставка в авиакомпании ожидается 5 самолётов. Ушли только Л-410.

2 Суперджета остались. Осталось 3,5 месяца. А здесь Суперджеты с ПД-8 и, очевидно, сертификатом, подтверждающим, что это действительно SSJ-NEW со всем оборудованием. И 97021 не проканает, там движки «не той системы». Да и первый борт с ПД-8 тоже не пройдёт. Там всё остальное не той системы, так что 3 и 4 борта. Возражать никто не планирует, вписались, чревато потерей мест и поркой ж*пы, возможно, прилюдной. Поэтому с Суперджетами видно, как торопятся. Двигатели не закончили полёты на лаборатории, а уже приехали в Комсомольск. Тут ОДК не хочет быть крайней. Послушайте, если до конца года полетит, то сталинские шарашки ничто по сравнению с той мотивацией, которую придумали здесь.

Ну и 3 Ту-214. Интересно, как с ними. Татарстан и Казанский авиазавод (КАЗ) хранят молчание. Там сертификация не нужна, однако, пока не отказываются. А вот в следующем году уже 20 Суперджетов будет у нас, а также 6 МС-21, даже про 2 Ил-114 вспомнили. Ну этих два можно и наскрести. Будет уже 7 Ту-214 и 5 Байкалов. А начиная с 25 года Ладоги и Ил-96-300 никто не отменял.

Я оптимист, как мне все говорят. А в личных сообщениях полно записок, что я «пропутинский пропагандон». Ну что ж, пропаганды много, мы говорим и о проблемах. Про свои сомнения на этот год я уже высказался. 2 самолёта могут сдать. Технические возможности есть, а вот сертификацию добить, это вопрос. Тем более, сейчас пока заводские испытания, а впереди ещё только сертификационные. А там около 200 часов, за которые нужно выполнить кучу операций. С Ту-214 тоже выражаю сомнения, так как пока что информации от КАЗа маловато. А срывы сроков были.

Хотя в новой версии программы с 6 самолётов в год перешли на 10, потом 15 и 20, к 2030 году уже не 70 Ту-214, а целых 115 машин будут сделаны. Там есть у меня червячок сомнения грызёт, что КАЗ с этим справится.

Немного скорректировались перспективные поставки Ил-96-300. Полетел при этом Ил-96-400М. От него, на самом деле, был бы толк. Как и от А-340. Там вопросы больше не расхода, а ТО сразу 4 двигателей, да и других моментов тоже хватало. Хотя 4 привычных CFM56 и недорогих против дорогущих и сверхсложных GE90, не всё так однозначно. Главное, чтобы летали эти 96-е и масло не пожирали. Были надёжными и летучими, как Боинги-767. К этому претензий было много. Но, зная Ил, очень сомневаюсь. Да и нет очереди за 96-ми. Не верит никто. И дело не в экономике. Есть сомнения, что ВАСО их сможет собрать и поставить.

Л-410 переехали на 2027 год. Хотя вроде бы уже и не Л-410 будет. А что-то совместное с белорусами, что будет напоминать Л-410.

Резюмируем. Построить 2 полноценных Сухих до конца года смогут. Фюзеляжи уже есть, осталось их оснастить. Для Комсомольска, который недавно выпускал по 30-36 самолётов в год этого типа, это не проблема. Самолёт — это не только железо, но и документы. А вот ситуацию, при которой до конца года Суперджет с ПД-8 получит сертификат типа — не представляю. Но вполне возможно, что причины невыполнения взятых на себя обстоятельств для нашего Правительства не являются уважительными, поэтому считать KPI будут по этому документу. А возможно, последуют кадровые последствия.

В комментариях кто-то упомянул про лесоповалы. Так вот, хотелось бы спросить, какую ответственность такие комментаторы несут конкретно за свою работу? Если он не справится, то его тоже на лесоповал? Или на него не распространяется, а только на руководителей ОАК? А кого на их место? Комментатор пойдёт? А справится? А если нет? Ну и кроме того, такие комментаторы забывают про влияние постепенно вводимых санкций против нашего авиапрома, которые сдвигали проект каждый раз. Заголовки нам любят показывать, но чтение только заголовков вызывает преждевременную деменцию. Поставьте себя на место Мантурова и Чемезова, что бы вы делали в той ситуации? Я вот не могу сказать, что делал бы что-то иначе — в любом случае подробное сетевое планирование (надеюсь критики хотя бы раз в Project умеют). А вот, что бы я делал во главе Минтранса я написал подробно. Там проблемы имеют более простое решение.

Могут ли снова переписать программу? Конечно могут! И сделают это. Эта программа — ориентир. KPI ответственных. Вам на работе ставят KPI, который определяет премию? Так и здесь. Будет достигнуто это — будет KPI, нет, так нет. Пересмотрят, но дальше могут последовать выводы. В том числе кадровые. Либо пересмотр финансирования. Возможно поэтому в обновлённой программе не стали менять названия самолётов. Л-410 как был, так и остался. Но это потому что УЗГА под них подписался. С них будут требовать сейчас этот несчастный Л-410, дадут аналог, может и согласятся.
Контракт — это не вопрос веры. В контракте жестко зафиксированы сроки и штрафные санкции при их неисполнении. Вообще считаю, что вопрос веры касается только незафиксированных обязательств.

Ответственность есть — можно напомнить сколько безответственных руководителей было снято. Ил от своего Ил-114 шарахается, хотя с них требуют ответить. Туполев от гражданских проектов пытается отвалиться, хотя с Ту-214 Минниханов молодец, заставил подопечных шевелиться. А в нулевые я был с позиции просящего в Туполеве, когда приходил, как эксплуатант, с просьбой согласовать грузопассажирский вариант салона на Ту-134. Собственно, подобное отношение к эксплуатантам и своим проектам и привело Туполева туда, где он сейчас.

Насчёт проданных станков в КАПО. Это тоже написали. Что ж, отвечу. А на чём все эти годы собирались Ту-214. А их потихоньку продолжали клепать. Да и Ту-160, да и ещё завод жил потихоньку. Хотелось бы большего, конечно, но завод не разграбили. Необходимое есть. Но всё пропало просто написать. Казань единственная способна вытягивать эту программу. А в Ульяновске стапели разобрали. Но не разграбили. Там сейчас своя программа. Авиастар живёт.

Пермские моторы и ОДК неоднократно заявляли, что задержки с поставкой двигателей не будет. Двигатели будут точно и в необходимом объёме в срок. ОДК тоже вписана в эту программу. Они вместе с ОАК входят в Ростех, а тот в Минпромторг.

Насчёт Ил-96-300. Они в программе фигурируют. Под них подписался Ил. Летом они выкатили Ил-96-400М. Кому и зачем он пойдёт — информации нет у меня. Почему они подписались под одно, выпустили другое, а не делают сейчас ничего, это отдельный разговор. С Ил-114-300 вообще получается интересная ситуация, он нужен стране (так речь не про грунт идёт, а про те самые региональные полёты из Уфы в Самару), но КБ отказалось в прошлом году спецификации подписывать. За это уволили уже одного конструктора. Но в Иле болото.

Сейчас больше всех суеты только в Иркуте, пардон, в Яковлеве. Эту гонку мы видим. Это МС-21 и Суперджет. Они регулярно поднимаются в воздух, проводят испытания систем, так что подготовку видно. Что с остальными? Я не знаю, как ситуация с Ту-214, что со старыми Ту-204, что там происходит с Ил-114.

Ну ещё ладно, УЗГА шевелится.

Так что объективность — это когда «всё пропало» или «всё украли», а осознание того, что любое производство это сложно. Производство самолётов — одно из самых сложных. Поэтому нужно именно смотреть ход работ, производства, подготовки, сертификации, чтобы объективно оценивать, успеют или нет.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: