Про первый полет импортозамещенного Суперджета

Праздник у всех (ну кроме нескольких индивидуумов, которые орали на каждом шагу, что никакой работы нет и каждый рубль распиливают). Наконец полетел импортозамещённый Сухой Суперджет 100. На два месяца позже плана, но в лето уложились. Читатели вместе со мной ждали этого события с весны. Летом я защищал ОАК от всех нападок, мотивируя тем, что лучше пусть основательнее подойдёт, чем выпустят сырой самолёт.

И 29 августа он полетел. Полетел красиво. Вообще Сухой мне внешне нравится. Он компактный и аккуратный.

Да, множество разговоров о том, что и вовсе не Сухой, вовсе не импортозамещённый. Да, двигатели пока старенькие – Sam146. ПД-8 ещё пока не готовы. Будут на следующем лётном экземпляре. Но полёты на лаборатории вошли в завершающую фазу, проходят весьма интенсивно. Флайтрадар показывает полёты лаборатории, споттеры снимают и выкладывают. Интенсивная работа ведётся. С небольшим отставанием пусть, но всё идёт к тому времени, когда наши самолёты будут нашими, их будет много в любом аэропорту.

На этом самолёте установлена уже отечественная вспомогательная силовая установка (ВСУ), отечественная авионика производства КРЭТ (дисплеи производства УКБП), опоры шасси и ещё более 40 изменений, которые не просто совершили первое испытание небом, а дали старт процессу собственной сертификации.

Ради интереса заходил читать комментарии к новости в разных изданиях. Кто-то пишет, что этот самолёт сплошной Китай. Мда, интересно, насколько велик китайский опыт в гражданском авиастроении? Кто-то, что это просто показуха. Но показуха – это один полёт и самолёт в музей. А в данном случае испытания и сертификация пойдёт полным ходом. До зимы теперь вряд ли успеют. Да и в целом – когда ПД-8 будет, тогда и станет понятно, когда дадут свет в конце тоннеля. Говорят, что самолёт сделали не за год, а за 4 года. Так что было время сделать все системы. Таким знатокам хочется предложить самим создать самолёт за 4 года или дать спроектировать одну из замещённых систем. 4 года – это совершенно немного.

Понятное дело, что Сухие уже летают. Но этот фюзеляж делался с нуля. Он проходил дополнительные испытания в СибНИА и на Жуковском. В нём учтены все спорные моменты, выявленные в процессе эксплуатации. Авионику тоже не прям с нуля делали, наработок много на эту тему, благо, что авиапрому в нашей стране под сотню лет. Да и до ТА-18 были отличные ТА-8/10/12. Сама ТА-18 уже вовсю эксплуатируется на Ту-204/214. Да и многое уже воплощалось в жизнь на других машинах.

Ну и лучше всего общий настрой специалистов показал рекордный рост акций ОАК. Сегодня рост доходил до 45%. Значит, скупающие акции ОАК верят, что с этим этапом справились, а значит, справятся и со следующими, а там, глядишь, и программу правительства выполнят. Там, правда, добавилась новость о дополнительном вливании из ФНБ 650 миллиардов рублей в авиапром. В этом нет ничего плохого. Эти деньги сейчас останутся в стране. Даже под предлогом большого заказа для СЛО данные суммы окажут положительное влияние на расширение цехов и закупку оборудования для них.

Ну и немного о самом полёте. Самолет пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей Леонида Чикунова и Дмитрия Деменева, а также инженера-испытателя Дениса Велижанина. Продолжительность полета составила 54 минуты, он проходил на высотах до 3000 метров и скоростях до 343 км/ч. В соответствии с полетным заданием экипаж выполнил проверку характеристик устойчивости и управляемости самолета в воздухе, проверку системы автоматического регулирования давления в кабине, а также произвел «посадку на облако» и заход на посадку с уходом на второй круг.

Теперь вопрос, что у нас ещё на подходе… Ммм… Полёт на лаборатории ВК-800СМ. Полёт Сухого с ПД-8. Сборка первой Ладоги. За полётами нового Сухого в рамках процедуры сертификации буду следить и всех информировать. Да, это здорово, что ожидаем много событий до конца года. Раньше авиапром нас не баловал событиями, а теперь их прям избыток. Но сегодняшний полёт – определённо главное событие года в авиапроме.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: