Новый российский электропоезд ЭС104 – начало большого пути
Долгое время в нашей стране железнодорожников фактически заставляли смотреть на европейские электропоезда как на отраслевой эталон и верх технологического развития. Конечно, продукция немецкого Siemens и французского Alstom отличается высоким качеством и всегда заслуживает внимания, но ради дружеских отношений с этими концернами в нашей стране было уничтожено немало своих разработок (достаточно вспомнить многим известную неприятную историю со скоростным поездом «Сокол»). Поэтому усиление «санкций» и уход в 2022 году европейских концернов из России (надеемся, что уход окончательный), сыграли только на руку реальному импортозамещению в сфере железнодорожного транспорта. Сразу же набрали скорость свои проекты, конечно же, возникшие не на пустом месте. Отличный пример – история с электропоездом «Ласточка» на немецкой платформе Siemens Desiro, которая начиналась в 2011-2014 годах со сборки первых поездов на заводе в Германии, а через десятилетие привела к появлению импортозамещенной «Ласточки» и ее развития — электрички ЭС104 («Восток», «Ласточка-М», «Ласточка-Восток»), впервые показанной летом 2023 года на «Иннопроме» в Екатеринбурге.
Понятно, что за «Ласточкой» стояло изначальное желание наладить многолетнее сотрудничество с немецкими партнерами и привязать их к российскому рынку на долгие годы. Но нельзя так поверхностно думать о западном мире, где на самом деле никто с «неправильными» странами типа России делиться технологиями не хочет: с годами пришло осознание, что нужно учиться всё делать самим. Так на заводе «Уральские локомотивы» постепенно вышли на высокий уровень локализации «Ласточек» (более 80% к 2017 году), а в 2023 году спроектировали и собрали первый «Восток» (ЭС104). Новый электропоезд получил российские электронные компоненты и тяговый привод. Также была распространена информация, что «Восток» оснастят аккумуляторными батареями для обеспечения движения на неэлектрифицированных участках длиной до 120 км. Будут созданы две разновидности данного поезда – ЭС104 для линий постоянного тока 3 кВ и ЭС105 для линий переменного тока 25 кВ. ЭС105 должны закончить и показать в 2024 или 2025 году, а ЭС104 уже начинает испытания — до конца 2023 года будет построена первая серия таких поездов.
По техническим характеристикам российский электропоезд «Восток» близок к «Ласточке» — максимальная скорость 160 км/ч, 416 сидячих мест (общая вместимость до 1400 человек), длина 5-вагонного состава – 162,4 метра. Как и все выпускаемые сейчас импортозамещенные «ласточки», новый поезд собран с использованием технологий авиационной отрасли – из экструдированных алюминиевых панелей и профилей, а также со вклейкой дверных и оконных блоков. У поездов модернизирована тележка, получившая рессоры с автоматическим регулированием давления, что позволило увеличить нагрузку на ось до 19 тс. Это всё уже есть и на серийных новых «Ласточках», а «Восток» получил еще и схожую с электропоездами «Иволга» 3.0 форму головного вагона и кабину машиниста. Также стоит отметить сквозной салон всех вагонов без тамбуров, позволяющий увеличить полезное внутреннее пространство. А еще на «Востоке» внедрят системы машинного зрения, прескриптивной диагностики состояния и автоматического управления с IV уровнем автоматизации. Также анонсировано появление 4-вагонных поездов ЭС104/ЭС105 и двухэтажной версии для Москвы – ЭС106Д.