Про Ту-214 на ПМЭФ-2023 и не только
На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме отличилось правительство Якутии, которое подписало соглашение о намерениях приобрести 12 новых пассажирских самолётов Ту-214. Прекрасно понимаю, что соглашение о намерениях является ничего юридически не значащим документом. Таких подписан вагон. Но я бы не стал писать, если бы Якутия и «Туполев» просто подписали бы соглашение о намерениях, после чего Якутия пошла бы разыскивать миллиарды в бюджете на самолёты, а «Туполев» думать о том, куда бы ему втиснуть эти самолёты в уже запланированный график. Эта ситуация знакомая. Но тут важно обозначить несколько интересных моментов.
На самолётах запланированы полёты авиакомпании «Якутия» со слов главы региона на ПМЭФ. Однако с 26 сентября 2022 года авиакомпания влилась в состав Единой дальневосточной авиакомпании («Аврора»), которая на Ту-214 даже не планировала летать, да и вообще имеет совершенно иную концепцию флота. К тому времени, когда данные Ту-214 будут произведены, «Якутия» растворится в «Авроре» без остатка. Кроме того, для направлений из Якутска МС-21 подошёл бы куда лучше, хотя и он в концепции «Авроры» не прослеживается. «Аврора» заключила твёрдый контракт (со сроками и ответственностью) на поставку импортозамещённых «Сухих», а также «Байкалов».
Ну и отдельно хотел бы отметить, что данное соглашение подписывалось без присутствия представителей Минпромторга, которые и планируют производство, отслеживают контракты, это их KPI. Да даже от ОАК или Ростеха никого не было. Подписание прошло в зоне Татарстана на форуме, подписали на их фирменной стойке. Так что пока это больше похоже на татарские инициативы.
Аэрофлот – основной и важнейший перевозчик страны. Не все его любят, к этому я и не призываю, у меня после 4 лет работы, поверьте мне на слово, ещё больше поводов его не любить. Однако тот факт, что именно Аэрофлот задаёт основные тренды, не стоит оспаривать. Это так. Поэтому глянем на основные тезисы, высказанные Александровским на Петербургском форуме ПМЭФ. Среди них отчетливо прозвучало, что авиакомпания ожидает поставку первых МС-21 и Ту-214 в конце 2024 года. Подготовка экипажей ведётся, на МС-21 уже, про Ту-214 уже почти. Готовятся потихоньку к началу эксплуатации.
Аэрофлот стоит твёрдо на ногах. Планы у авиакомпании пока что выглядят более-менее приземленными — открыть пару-тройку международных направлений, произвести очистку флота от двойной регистрации, подготовиться к эксплуатации новых типов самолётов отечественного производства, нарастить пассажиропоток.
Соответственно, остальная отрасль вряд ли в течение года ждёт изменений. Все будут заниматься схожими вопросами. Да и в этом году точно новые отечественные машины не поступят в эксплуатацию, чего нельзя сказать о 2024 годе.
Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.
Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert