Про подготовку к первым полётам SSJ-New и Ил-96-400М, новый самолет Docker, а также сборку Сухих в Абу-Даби

ОАК ежедневно стала сообщать о подготовке к первому полётов долгожданных своих продуктов. Импортозамещённый «Сухой Суперджет» уже все заждались, а вот Ил-96-400М оказался неожиданным сюрпризом.

В производственном центре завершилась выездная сессия научно-технического совета, посвященного подготовке первого опытного самолета SSJ-NEW к летным испытаниям. По итогам сформировали перечень наземных проверок перед первым полётом. Также подтвердили, что первый борт полетит со старыми двигателями Sam146. Отечественной будет радиоэлектроника, ВСУ и ещё узлы по мелочи. Второй экземпляр ожидает прибытия двигателей, которые должны прибыть в ближайшее время (если так, то значит, что испытания на лаборатории подходят к финишу.

Естественно, пообещали скорейшую сертификацию на трёх летных экземплярах, дальше серийное производство. Грозятся даже попробовать добить до конца года. Почему бы и нет. Какое-то время вообще молчок был про него, а тут внезапно побежали впереди паровоза. Не успели добить испытания двигателя, как выясняется, что уже что-то готовится к отправке в Комсомольск-на-Амуре.

Если полёт «Сухого» ожидали ещё весной, то Ил-96-400М оказался вообще сюрпризом. Если не так давно я показал его фото с завода без ливреи, то сейчас он обрёл красивую ливрею ОАК, собран и готовится к первому полёту. Двигатели, по непроверенной информации, установили, какие положено, ПС90А1.

Данный самолёт в программе не заявлялся. Сможет ли ВАСО выпустить их серийно хотя бы штук 20? Тоже вряд ли. Поэтому выкатывание и первый полёт больше пока что воспринимается как демонстрация возможностей ВАСО, чем реальный замах на серию. Вообще Ил-96-400М планировался, как широкофюзеляжный самолёт, оснащённый современным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), позволяющим сократить экипаж до 2 человек, а в будущем – задел под двухдвигательную версию с ПД-35. Пока нет информации по двучленной кабине. Хотя первый экземпляр мало о чём говорит – там могут сделать промежуточный вариант с современным БРЭО, но тремя рабочими местами.

Вопрос в другом ещё: если не будет серии, то что с ним делать? В лётной годности есть несколько Ил-96 сейчас, но особо никто с ними не планирует ничего делать. С одним самолётом явно каши не сваришь, но и из ВАСО не выжмешь слишком много. Даже если ввести военное положение, они смогут выпускать не больше двух самолётов в год, что является особенностью сборочного цеха.

«Русавиапром», который производит ТВС-2МС, сообщил, что занимается разработкой нового самолёта, который сможет заменить Л-410. Собственно, планируется, ни много, ни мало, создать двухдвигательный самолёт на 19 мест E-20X Docker. Однако дальше самое интересное – двигатели TPE331-12JR (устанавливаются на ТВС-2МС) и четырехлопастные винты Hartzell Propeller. Ну, традиционно, сверхэффективное крыло, 60% композитных материалов, остальное – алюминиево-литиевые сплавы. В довершение – наличие рампы, грузовые перевозки, парашютисты, двухкилевое оперение, как на Ан-28, убирающееся шасси.

Вопросов много. Во-первых, речь идёт всё же о бюджетных средствах на разработку (уже посетовали в Минпромторге, что они не помогают). Второй момент – как быть с американским двигателем и БРЭО? В-третьих, может быть лучше Русавиапром поработает в иных, более важных нишах. В этой нише УЗГА с Белорусами что-то придумывают на замену Элкам с ВК-800СМ.

Инвестиционный офис Абу-Даби (#ADIO), частная инвестиционная компания Mark AB Capital Investment и компания SuperJet International (#SJI) 07 июня 2023 года подписали соглашение о создании в Аль-Айне (Абу-Даби) современного авиастроительного предприятия.

Эта новость появляется уже не в первый раз, но самое интересное, что она не несёт никакой конкретики. «Сухой Суперджет» в первом своём исполнении это российский продукт, производившийся с использованием зарубежных компонентов. Соответственно, даже при наличии всей технической документации самолёт без участия РФ произвести не получится. Те же двигатели производились в Рыбинске с использованием французского газогенератора. То есть для двигателей Sam146 нужно иметь французский газогенератор и российское остальное.

Однако, дядьки собрались вроде бы важные. Они это всё понимают. Поэтому можно предположить, что в ОАЭ разместится финальная сборка, а самолётокомплекты будут идти из РФ, остальная комплектуха будет доставляться самостоятельно отдельно. Будут ли эти самолёты поставляться в РФ? Вряд ли, сейчас наши заняты своими импортозамещёнными. А вот попытка залезть на рынки Индии и КНР вполне может иметь место.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: