О завершении испытаний двигателя ВК-1600В, самолетах для региональной авиации, состоянии программ ВК-800СМ и ВК-650В

Хорошая новость от ОДК — завершились испытания вертолётного двигателя ВК-1600В. ВК-1600В (На фото вверху) – первое в российском авиадвигателестроении изделие, которое спроектировано по безбумажной технологии полностью в цифровом виде. Вертолетных двигателей мощностью 1200-1600 л.с. в России не производили. Продукт новый, для перспективного вертолёта Ка-62. Это гражданский вертолёт на 14 пассажиров. Современный, красивый и удобный. Но создан с кучей зарубежных компонентов. Сейчас их импортозамещают.

Однако данный двигатель в перспективе может использоваться и для тяжёлых БПЛА, и найти самолетное применение после внесения изменений в конструкцию. Это перспективно, однако путь не близкий. Но КБ Климова сейчас работает над кучей вертолетных двигателей, а самолётные переехали в УЗГА. С двигателями для беспилотников всё не так чтобы хорошо, однако, над ними интенсивно работают, так что есть стимулы. А с БПЛА и на самолёты может потом переползти. Там уж как получится. Но с таким самолетным двигателем получился бы региональник на 12-14 тонн.


Теперь поговорим о региональных самолётах. Спустя год приходит ясность того, какие самолёты из Программы-2030 точно и в срок будут переданы перевозчикам, какие затянут, а какие уж точно под огромным вопросом. Если с Сухими и МС-21 пока что ситуация близка к оптимистичной, да и по Байкалу и Ту-214 можно её считать таковой, то перспективы сдвига сроков есть по той же «Ладоге», в то время как Ил-114 реально под огромным вопросом. Но вот один из перспективных самолётов оказался реально в тумане, а сейчас, как выясняется, может реально уйти из программы, это всем знакомый регионал — Л-410.

Причина не в правах на документацию или сам тип — это принадлежит УГМК и производилось УЗГА из комплектов, которые делали в Куновице. Двигатели — всё те же осовремененные старые добрые Вальтеры. УЗГА на финишной прямой с ВК-800СМ, который в теории должен заменить Вальтеры. Осенью нам обещают поставить ВК-800СМ на лабораторию и начать отработку и сертификацию. В остальном, в принципе, самолёт не сложный.

Однако недавно замминистра Мантурова Олег Бочаров, который курирует наш авиапром, заявил, что совместно с Белоруссией будет разрабатывать самолёт на замену Л-410, что на него поставят ВК-800СМ и БРЭО от КРЭТ, который разработал всё и подготовил в 2019 году, шасси будет неубирающееся, а во главе угла снижение себестоимости лётного часа. Что по этой причине сдвинули сроки поставок 19-местных машин на два года. Вот хорошо, есть двигатели, БРЭО и неубирающиеся шасси. Но нужно сделать планер, его сертифицировать и пустить в серию, и на всё два года. Тем более совместно с Белоруссией. За два года… А ещё двигателя нету, как такового.

А вообще, какие региональные самолёты реально нужны стране? 19-местные машины с дальностью полёта в тысячу километров? Можно взглянуть на региональное субсидирование, понятно, что самое актуальное — 70-100 местные самолёты, но на наиболее важных направлениях летают старые добрые Ан-24. Это мои любимые — Северо-эвенск, Кепервеем, Черский, Буревестник, Палана, Ленск и многие другие.

Это крупные населённые пункты с весьма сложными метеоусловиями, да и расстояния там немаленькие, плюс с запасными не всегда хорошо. Так что если перейти там на маленькие элки, то получим дефицит перевозок, который можно будет решить увеличением рейсов, что приведёт к расширению бюджета субсидирования. С другой стороны из-за сложных метеоусловий, которые могут закрывать в том числе запасные, Л-410 будет чаще сносить рейсы, чем более тяжёлый и дальний самолёт, создавая оторванность населенного пункта, да и на самолётах, кроме пассажиров везут почту и грузы, которые некуда положить в Л-410.

«Элке» тем не менее работы тоже много найдётся, в основном это касается дальних небольших поселков, где нет аэродромов (но есть посадочные площадки), но это не столь критично для страны в целом. Поэтому наиболее важными самолётами для страны в целом я бы назвал МС-21 и «Ладогу». Так они закрывают 90% потребностей нашей авиации. А Элки заменяются Байкалом, который ждёт двигатель. На него есть контракты, он уже летает, пусть и с зарубежным пока двигателем. В данном случае идёт распыление УЗГА, которое одновременно схватилось за три типа самолётов, несколько двигателей, строить новые цеха, равняет Смоленские и Самарские заводы. Не спорю, туда сейчас побежали специалисты, так как зарплаты выше, чем в ОАК с окладами конструкторов от 120 тысяч (это только оклады). Однако, всё же хотелось бы большего упора на Ладогу.


ОДК до конца года пообещала изготовить 10 вертолетных двигателей ВК-650В, которые планируют ставить на Ансаты и другие легкие вертолёты. А позже, на базе этого двигателя создать самолётную версию, которую можно будет ставить на перспективные учебно-тренировочные самолёты. Плюс в том, что двигатель есть, минус — есть Вк-800 и ТВ3-117, однако самолётные версии этих двигателей не доведены до ума. Хотя, возможно, причина в том, что из двигателей пытаются выжать то, на что они неспособны, да и вертолётостроение в стране уже давно выигрывает у самолётов.
Однако, тут ОДК пошла ещё дальше и приступила к изготовлению демонстратора гибридной силовой установки на базе ВК-650 с генератором и двумя электродвигателями, суммарной мощностью до 500 кВт. Эти установки отличаются большей экономичностью и маневренностью (сравните приемистость электродвигателя и ТВД) и смогут устанавливаться на вертолёты, самолёты и беспилотники. Вообще, гибриды универсальны. Могу сказать, что за ними, действительно, будущее. Пока что батареечные самолёты далеки от коммерции, а водородные установки пока что уступают, то гибриды являются полноценными электрическими силовыми установками с использованием привычного всем керосина.

Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: