Разбираем очередной опус антироссийского СМИ о российской авиации

Попросили подписчики моего Дзен-канала разобрать ещё один опус написанный иноагентом журналистом в СМИ, которое имеет статус иноагента, а ещё лжеца и провокатора. Однако, на него ссылаться любят многие, а интервью давал Андрей Литвинов, неплохой пилот, но словивший звезду, после чего понёсся рассуждать о том, что вообще не касается лётной работы. Соответственно, в его интервью мало фактов, больше эмоции и отсылки. Классическое «всёпропало!». Да и в текущей ситуации давать интервью «Новой газете» (является иноагентом) не стоит вообще. Даже если сказать адекватные вещи, они всё равно всё переврут.

Но давайте по пунктам, так как это интервью прочитали тысячи, ссылаются на него, вводят людей в заблуждение. Статья, напомню, вышла меньше месяца назад – 22 марта 2023 года, когда все вопросы уже давно обсосали и разжевали.


«Китайское направление — одно из очень востребованных, из Китая к нам поступает много товаров — это раз. Если Китай перекроет нам возможность летать, это ударит по многим отраслям, по торговле, по поставкам товаров и так далее. Но я бы тут отметил особенность Китая: китайцы — они своего не упустят. Они очень жесткие в бизнесе, очень тяжелые переговорщики. Мои друзья, работающие с китайцами, говорят, что с ними трудно. И тут китайцы почуяли, что смогут летать только они, что им все это на руку. Чем хуже для нас — тем лучше для них. Поэтому они будут пропихивать свои рейсы, они будут сами летать. Сейчас об этом говорят и в Росавиации: китайцы лоббируют свои авиакомпании.»

В данном тезисе он выступает как специалист по экономике. Но стандартный посыл – Китай ударил в спину. Это не меняется уже десятилетия. Видно, есть заказ стравить с Китаем. Да и пришли бы к власти некоторые «гении», пришлось бы лезть на Китай под чуткое одобрение из-за океана.

Человек слышал, что китайцы сложные переговорщики, но сам с ним дел не имел. Но на чужих словах выстраивает своё мнение. Я, после полугода прожитых в Шанхае для контрактации собственных закупок и отправок всякой всячины (бумаги, фреона, болванок для карточек, запчастей), после текущей контрактации по оборудованию и некоторому сырью, могу заявит, что его друзья его обманывают. Партнёры из китайцев не жёсткие, а вполне покладистые, но хитрые. Если всё проговорить и оформить, то вопросов не будет. Они заинтересованы и в дальнейшем развитии отношений всегда.

Ну и основной поток грузов идёт морем, по железной дороге и автотранспортом. Самолёты – отдельная история для алиэкспресса и срочных грузов, даже не для всей электроники. Китайцы самолёты с двойной регистрацией к ним не могут летать, но это требование вполне адекватное. Самолёты с нормальной регистрацией, даже входящие в SDN, к ним выполняют рейсы. Насчёт лоббирования собственных интересов. Это нормально, но оно в любом случае сопровождается ещё и лояльностью в рамках общепринятых правил. SDN – американская тема, санкции – тоже мимо Китая. А вот двойная регистрация – это уже не дело. Но в России сейчас большая часть зарубежного парка сменила регистрацию. В грузовом сообщении хватает проблем. Но Боинги с двойной регистрацией зачастили с полётами из Улан-Удэ и Владивостока. Не стал бы говорить, что это совпадение.

В общем, в вопросе Китая интервьюируемый гражданин абсолютно не разбирается. Поэтому не будем более останавливаться.


«А это повлияет и на стоимость китайского ширпотреба, которого у нас все больше.Это же не я придумал, это закон рынка.»

А это шедевр. Ширпотреб из Китая оказывается летает самолётами. Да при текущих тарифах на перевозку он был бы платиново-алмазным. Не берём в расчёт АлиЭкспресс, там всё индивидуально. Но почти вся одёжка плывёт в 40-футовых контейнерах, так как это дешевле банально. А на судно помещаются тысячи контейнеров, в каждый из которых входит столько же, сколько в грузовой багажник пассажирского самолёта. И кораблики, заразы такие, отправляются ежедневно из Шанхая, Циндао, Гуанчжоу и других портов и прибывают во Владивосток, Находку, Новороссийск, Санкт-Петербург. Плюсом к ним идут поезда, которые везут эти контейнера с портов по Транссибу, но и напрямую через Забайкальск и Достык, плюс ветка через Сосновую падь с микростанцией Гродеково.

Сеем панику, да?


«Да, за прошлый год так и есть: ничего не было построено.»

Не считая 10 Сухих Суперджетов и 5 Ил-76. Что это такое, 15 самолётов совершили первый полёт в прошлом году – статистическая погрешность. Ничего не произвели, ничего не умеем.

Но мы не будем подозревать человека заслуженного в фальсификации, скажем просто – не владел информацией, как и по предыдущему пункту.


«Потому что пока идет речь только об импортозамещении. Все кричат, разговаривают лозунгами, звучат обещалки, но я в последнее время стал пессимистом, мой оптимизм куда-то пропал. Вот когда я увижу своими глазами построенный новый самолет, тогда ко мне оптимизм, может быть, вернется.»

Оплатите интернет ему кто-нибудь уже, в конце концов. Да или билет на электричку в Жуковский, где идут испытания импортозамещаемых систем, а то товарищ так и будет говорить лозунгами, ничего не делая. Или это он про ОАК, к которой не имеет отношения?


«Вот видите, как мастерски вам пудрят мозги. «Суперджет» на 70% состоит из импортных комплектующих. На 70%! Чтобы чем-то порадовать неискушенного наблюдателя, ему начинают рассказывать, что вот-вот мы импортозаместим двигатель. Это раструбили по всем каналам, все кругом аплодируют, у нас будет все отлично. Ну хорошо, двигатель. Но, повторяю, семьдесят же процентов! Когда я слышу эти радостные крики…»

До кучи к интернету ещё что-нибудь оплатите, 70% самолёта из-за границы, в конце концов у человека. Интересно, как считали. Ну и про остальные системы, видимо, забыли. А нет, первый импортозамещённый Сухой полетит со старыми двигателями ещё, но с новыми остальными системами. Всё вроде в порядке.


«Кинулись в Китай: давайте сотрудничать, давайте вы будете продавать нам запчасти. Но Китай выпускает самолет С919 Airbus, а в нем комплектующие не на сто процентов китайские, есть европейские и американские. Китаю пригрозили вторичными санкциями: если он будет помогать России, то лишится возможности получать комплектующие для своего самолета. Подставлять свою авиацию никто из нормальных людей не хочет. Поэтому китайцы и сказали, что присоединятся к санкциям против российской авиации.»

Не помню такого, чтобы они так говорили. Весь интернет облазил. Может это друг передал, у которого жёсткие партнёры? Да и присоединятся когда именно? Да и вторичные санкции за поставки запчастей, изготовленных в КНР вроде как вообще трудно привязать. А как проверить, что везут? Из Европы встанут и будут каждый контейнер смотреть? Эту болтовню разбирали год назад. По мелким расходникам уже давно проблем нет. Да и не Китаем единым. Дался ему Китай этот. Не даёт покоя.


«Сейчас работа сократилась почти в два раза, и самолеты высвободились.Они оказались лишними, компании столько сейчас не надо. За счет этих лишних есть возможность потянуть время, снимая запчасти с одних самолетов и ставя на другие.»

Вот сегодня прошла информация, что для летнего расписания расконсервируют 12 самолётов в Аэрофлоте. Это с них запчасти снимали, или до этих руки не дошли?

Дальше Андрей обсуждает лётную работу в Аэрофлоте, сюда не полезу, так как здесь он действительно разбирается, это его дело. Хорошо, когда каждый рассуждает о вещах, в которых может подкрепить свои аргументы фактами.


«Еще раз: «Суперджет» — не отечественный самолет, он на 70% состоит из импортных комплектующих.Отечественный — это только тот, который на 100% состоит из отечественных комплектующих, в производстве которого мы ни от кого не зависим.»

А есть государство, которое прямо всё само? Нет? Будет, видимо, так как приходится. Друзья Новой Газеты продвигали глобализацию, но сейчас сами же её забивают, вынуждая страны локализовывать производство. Ну и про 70% мне всё же непонятно, чего там 70%. Можно как-то подкрепить эти доводы. Если, конечно, взять полную номенклатуру, где всё по списку, а двигатель и крыло идут наравне с парой зарубежных фитингов, то грош цена этой цифре.


«Я внимательно слежу за заявлениями наших чиновников и знаю, что сказала Валентина Матвиенко: мы гвозди делать не умеем. Если мы не можем сделать гвозди, то можем ли мы заменить 70% деталей самолета отечественными?»

Хорошо, приведу пример. Я привёз из Китая саморезы. Но они просто шли вместе с линией в ремкомплекте. Декларировалось всё. Таким образом получается, что мы саморезы делать не умеем? Так потом линию обвязывали отечественными проводами, устанавливали отечественные элементы. Да и, кстати, какое отношение гвозди имеют к самолёту? Они присутствуют в номенклатуре компонентов? Если нет, то каким боком гвозди? Из одного совершенно не следует другое. Там металлургия, тут авиастроение. Или это эмоции прорвались?


«Так Матвиенко же сказала, как я могу ей не верить? Они для чего там в телевизоре мелькают? Чтобы мы им верили. Если серьезно говорить, то сегодня импортозамещенные самолеты в нужном количестве мы сделать не можем. У нас просто нет таких производственных мощностей, и когда они появятся — вопрос. Что-то пытаются сделать, но растянется это на годы.»

А выше этот же человек писал, что не верит чиновникам, которые пообещали 100500 самолётов, но утверждает, что верит словам губерматери про гвозди. Это двойные стандарты или диагностируемое заболевание?

Насчёт мощностей. Нет заводов в Комсомольске, Иркутске, Казани, Ульяновске, Воронеже, Луховицах, Екатеринбурге и Смоленске. Нет двигателестроительных производств в Санкт-Петербурге, Перми и Рыбинске? Или это опять – не ткну пальцем- не проверю. Запишите человека на экскурсию, он не был на дне открытых дверей, летал в тот день.


«Мы летали по картам, я начинал летать на Як-40, где вообще никакой навигации не было, а были стрелки. Но вопрос в другом. Тогда авиация на это была вся заточена. Но раньше в зоне могло летать десять самолетов, а сейчас — сто, поэтому, естественно, необходима уже точная навигация.»

ГЛОНАСС для слабаков. Подавайте воздушному волку приводные станции, а лучше пачку Беломорканала. Или он считает, что нет такой навигационной системы? Тогда можно поинтересоваться, а он ГПС видел своими глазами.


Так что резюмирую. Про лётную работу написал он честно. Про поддержание лётной годности тоже вопросов нет, тут тоже человек сталкивался. А вот всё, что касается авиапрома – видно, что человек не в теме. Ну и настрой соответствующий: «мы ничего не можем». В данном случае по говорящему не стоит судить людей. Десятки тысяч специалистов в КБ, на авиазаводах и заводах, производящих комплектуху не согласились бы с этим «не можем». Они могут. Но кто их спросит. Спросят у лощёного пилота, который в своё время хайпанул. А насчёт губернатора. У меня командир в Белгороде выкинул с трапа чемоданы губернатора, которые занесли и кинули в проходе до завершения уборки. Был скандал, но никто не стал его раздувать. Все выполняют свою работу. Зажравшихся чиновников стоит ставить на место, а ещё лучше фильтровать слова некоторых, особенно про гвозди. Если что-то задевает – можно посмотреть в интернете. Не стоит лезть на пропагандистские сайты. Можно глянуть на «Флайтрадаре», как проходят сертификационные полёты, а можно фотки новых самолётов глянуть на «Рашнплейнс». Авиазаводы гуглятся на «Гугл-картах», заводские аэродромы есть тоже на «Флайтрадаре». Ход испытаний освещается в СМИ, зачастую сухо, по фактам. На авиафоруме, на aviation21 плюрализм мнений и много информации. Возможно, просто неинтересно, но хочется засветиться в объективе. Тогда это не про авиацию.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: