Антифейк: Разбор антироссийского видеоролика, который предсказывает смерть нашего авиапрома

Чем больше работы сделано по скорейшему старту серийного производства отечественных воздушных судов, тем более смешной выглядит пропаганда, утверждающая, что с авиапромом у нас всё печально. Мы с читателями внимательно следим за событиями, поэтому на такие ролики смотрим снисходительно, мол, что взять с убогих. Но читатель попросил сделать подробный разбор вот этого «шедевра»: https://www.youtube.com/watch?v=5RUu-JdMTKw. Отчего нет? Сейчас разберём все собранные в кучу факты, чтобы если что, был готовый вариант для тех, кто «не в теме». А не в ней у нас большинство, так как постоянно следить за авиапромом большинству неинтересно, так как хватает других насущных проблем. Ну, они всегда могут глянуть у меня, что и как там происходит. А сейчас, ближе к делу.

Транслировать буду целиком, так как деталей много, а в данном случае используются многочисленные пропагандистские приёмы, в частности передёргивания, игра цифрами, безаппеляционность заявления, да и вообще, знаменитые правила демагога.

 

 

0:05-0:17 – «Когда в прошлом году были введены санкции против российской авиации всем, у кого интеллект выше 5 стало очевидно, что российская авиация обречена на скорую кончину и вопрос лишь когда именно труп перестанет дёргаться».

Это затравка, смысл которой даже не хочется повторять, но он уже показывает, что авторы видеоролика не приемлют иных мнений, так как все несогласные, в том числе я, имеют интеллект ниже 5. Столь безаппеляционная риторика уже должна побудить желание выключить ролик и отписаться.

 

0:18-0:26 – «Однако официально Роспропаганда заявила: «Да всё в порядке, санкции полезны, мы теперь благодаря санкциям построим правильную авиацию, не хуже, чем у врагов»

Во-первых, не знаю такого органа, как Роспропаганда, а, во-вторых, не смог найти таковых цитат, а тем более указаний, что кто-то называет западных производителей вражескими. Недружественные страны есть, но вражеских – нет. Да и про пользу санкций писали только отдельные категории личностей, остальные понимали, как и я, что придётся решить множество задач, будет сложно, однако на текущий момент всё выглядит достижимым, пусть и с нюансами.

 

0:26-1:30 –«Главные мантры российских чиновников, ответственных за гражданскую авиацию стали заверения о скором выпуске нескольких сотен современных полностью российских лайнеров. Так Мантуров (с ударением на второй слог – прим. авт.) в рамках Пэ-Эм-Э-Эф заявил о готовности промышленности произвести к 2030 году тысяу новых самолётов, в том числе более 550 судов на замену Боинг и Эрбас. Те же цифры называет глава госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, утверждая даже, что 110 самолётов типов SSJ-100, МС-21, Ту-214 и Ил-114 будут готовы уже к 2025 году. На реализацию подготовленной программы развития авиаотрасли Правительство РФ согласилось направить более 770 миллиардов рублей в период до 2030 года. Перед авиапромом РФ поставлена задача нарастить долю отечественных воздушных судов с нынешних 33% до 81%. При этом авторы задачи признают главными опасностями в реализации программы как задержку выпуска лайнеров, так и более быстрый выход из строя судов иностранного производства»

Здесь возражений нет, описание корректное, за исключением того, что текст озвучивает максимально далёкий человек или даже робот, так как фамилия Мантурова с ударением на второй слог произнесена впервые, а Пэ-Эм-Э-Эф я слышу в первый раз, так как обычно его называют просто ПМЭФ, либо Петербургский экономический форум.

 

1:31-1:47 – «На первый взгляд подход выглядит трезвым, но есть нюанс: ни о каких 33% российских самолётов говорить и не приходится, так как главная гордость российского авиапрома Суперджет 100 с точки зрения обслуживания зависит от Запада ничуть не меньше, чем иностранные суда. А с его ремонтом не поможет даже Иран.»

То есть, наличие определённых комплектующих из зарубежных стран делает самолёт не российским, а иначе как понять, что перечеркиваем 33% российских самолётов. Самолёт разработан в РФ и выпускается в РФ. Двигатели для него производились в Рыбинске. Множество узлов делались зарубежом, но такая же ситуация с Боингом не делает его неамериканским, а Эрбас – неевропейским. Так что это демагогия. Да и упоминание Ирана вообще ни к месту. Он данный тип не эксплуатировал, да и компонентов из него нет. С другой стороны, производитель находится в РФ, он может оперативно менять компоненты на иные, не спрашивая разрешения. Как это уже произошло с многими.

 

1:48-2:11-Ситуацию с выходом SSJ-100 на мировой рынок можно описать одним словом – провал. Компании, которые использовали российский лайнер, либо обанкротились (армянская Армавиа, мексиканская Интерджет), либо отказались от него и вернули все борта, так поступил ирландский лоукостер Ситиджет. Все привлекательные условия и скидки разбились о крайне плохое после продажное обслуживание. Самолёты часто ломались, а необходимые детали приходилось ждать месяцами.

Да, но международным продвижением занималась итальянская компания Superjet International. В Ситиджет самолёты летали с 2016 по 2019 год, три года, видимо, мыши плакали и кололись. Однако, перевозчик заявил о смене бизнес-модели на монотип – CRJ-900, кроме Сухих вывел и Avro RJ85 схожей ёмкости, которых было в 8 раз больше, чем Сухих, но, видимо, там тоже всё было печально с ППО. Интерджет, наверное, тоже мы, а не пандемия коронавируса свалила.

 

2:12-3:00 «Причиной проблем стал двигатель Эс-эй-эм-146, созданный специально под проект, его выпускает предприятие Powerjet, учредителями которого являются российское НПО Сатурн и французская Safran. На мощностях во Франции производят горячую часть двигателя: газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления. А в России холодную – вентилятор, турбину низкого давления, общую сборку и установку на планер. Что интересно, у Сафран достаточно опыта в производстве двигателей, но только в созданном с российским участием агрегате возникали столь серьёзные проблемы. Реальный ресурс налёта без ремонта оказался в три раза ниже заявленного. Российская сторона требовала решить проблему, но Сафран на фоне провальных продаж лайнера отказался инвестировать в его доработку серьёзные средства.»

То есть низкое качество у французов, а виноваты провальные продажи. Да и насчёт провальных продаж тоже непонятно – все произведённые лайнеры пристроены, бэушные тоже, ну почти. Ну, зарубежом слабовато, однако в России летают в парке Аэрофлота, России, Редов, Северстали, ИрАэро, Азимута, МЧС, Якутии, Газпромавиа, Ямала, Русджета. Да и выпущено более двухсот самолётов. Если это провал, то что тогда успех? Я так понимаю, этой минутой французов назвали некачественным и недобросовестным подрядчиком? Ну и Эс-эй-эм тоже первый раз слышу.

 

3:01-3:14 – «Для замены Эс-эй-эм-146 в России разрабатывается двигатель ПД-8 на базе уже сертифицированного ПД-14, его стендовые испытания завершены в мае 2022 года, после этого начнутся испытания отдельных узлов двигателя на автономных установках»

Двигатель уже разработан и проходит сертификационные мероприятия на летающей лаборатории. Ну и насчёт созданного на базе ПД-14 – тоже немного некорректно. Двигатели разные, холодная часть в любом случае стала основой, а газогенератор какие-то решения может и включает, но называть, что на базе – необъективно.

 

3:15-3:44 – «Мантуров утверждал, что сертификация SSJ-100 с ПД-8 состоится в 2023 году. Глава госкорпорации Ростех Сергей Чемезов пообещал, что выпуск импортозамещённого SSJ-100 начнётся в 2024 году. Получается, что даже в идеальном варианте российский двигатель проект Суперджет получит только через полтора года. Чинить имеющиеся сейчас на воздушных судах установки некому. Сафран ещё в прошлом году отказался не только обслуживать двигатели и поставлять новые, но и возвращать отремонтированные установки»

Мда, совсем французов утопили, назвав ещё и ворами, а речь шла об нашем авиапроме в заголовке, но мы полторы минуты слушаем, какие хреновые у нас французы. Во-вторых, сам же Чемезов заявил, что никто не будет менять двигатели на имеющихся Сухих на отечественные. Это ли не показатель того, что с ремонтом имеющихся двигателей проблем нет. Ну ушли и ушли, плакать никто не стал, вопросы с ПЛГ решили самостоятельно, так как двигатели собирались в РФ, а большинство проблем ремонтопригодны. По крайней мере, процент простаивающих Сухих не выше, чем процент простаивающих А-320/220 из-за двигателей PW. Но там тоже, видимо, французы нагрешили.

 

3:45-4:10 – «Министр Савельев ещё в марте признал, что планов на случай выхода из строя двигателей Эс-эй-эм-146 в Правительстве нет. Тогда же он назвал SSJ-100 не сильно эффективным самолётом с точки зрения коммерции и напомнил, что производитель существенно срывает планы по поставкам. Аэрофлот заказывал 150, а к 2022 году успел получить только 76, остальные произвести просто не успели».

Конечно, Савельев – цельный министр, тут не поспоришь, однако совсем недавно он был главой Аэрофлота, который хотел прекратить полностью эксплуатацию всех отечественных ВС, слив их в Россию, да и в целом прекратить полёты по стране. Насчёт срыва поставок Аэрофлоту – имело место, но самолёты поставлялись не только в Аэрофлот, что и стало причиной. Аэрофлот лоялен Минтрансу, а Ростеху ближе Азимут с Ред Вингсом, да и в Ямал самолёты нужны были, которые эксплуатируют их намного эффективнее, чем Аэрофлот, который единственный от них плевался. Да и планы на случай выхода двигателя должны быть не у Минтранса, а у Минпромторга. У вторых план был, который успешно реализовали. При этом настолько успешно, что самолёты даже решили не ремоторизировать.

Кадр из антироссийского ролика

4:11-4:28 – «SSJ-100 с повышенным уровнем локализации, проходящей под брендом Sukhoi Superjet New, разрабатывают те же гражданские самолёты Сухого. Сейчас доля импортных составляющих в SSJ-100 по оценкам экспертов составляет около 70%. Компания планирует сократить её до 3%. Однако эксперты полагают, что в лучшем случае выпустить новый SSJ удастся не ранее 2025 года.»

Покажите мне этих экспертов, на которых ссылаетесь. Без имён это ваши личные фантазии, которые вы транслируете анонимно. 70% импортных комплектующих – это сильно… А почему не 90 или 100? Какая методика подсчёта? В общем, абсолютно ничем не подтверждённый поток сознания.

 

4:29-4:50 – «На фоне очевидно неудачной экспансии SSJ в главную надежду российского авиапрома записали среднемагистральный МС-21, глубокую модернизацию Як-42, вместимостью от 160 до 256 мест. Его разработку ведут уже более 10 лет, но вывод лайнера в эксплуатацию постоянно откладывается»

Просто до слёз, простите меня. Ладно, говорили про Як-242, это ещё можно понять, но здесь связали с Як-42, с которым у МС-21 общего не больше, чем у Боинга-737 с ДС-3. Да и про «очевидно неудачную экспансию Сухого» — фантазии автора ролика, так как выводы сделаны на фоне вывода самолётов из парка Ситиджета, что ещё можно как-то притянуть за уши.

 

 

4:51-5:55 – «В конце марта прошлого года Борисов поведал о переносе сроков ещё на 1-2 года, объяснив очередную задержку санкциями. В июне сообщалось, что первые МС-21 поступят заказчику только в 2024 году. В процессе разработки предполагалось, что МС-21 получит двигатель PW1431G, производства американской Пратт-Уитни. После санкций российская сторона решила перевести лайнер на разрабатываемый российский двигатель ПД-14, тем не менее на опытные образцы были установлены американские моторы. Пратт-Уитни успели поставить 4 комплекта. В прошлом году стало известно, что производитель заморозил сотрудничество и не станет передавать даже оплаченные двигатели. Выпускать самолёты с PW1431G на линии без поддержки компании просто небезопасно. По меркам отрасли установка достаточно новая. В комплекте с новым самолётом к ней может возникать множество мелких вопросов, решить которые самостоятельно невозможно. А значит новые лайнеры с американскими двигателями рискуют оказаться в бесконечном простое.»

Собственно, ответ на вопрос в тексте – производитель двигателей кинул (взял деньги и не поставил товар, что можно квалифицировать, как Мошенничество). Хороши западные партнёры, одни спёрли двигатели, вторые украли деньги. Вообще, с почти такими же двигателями летают А-320 авиакомпании Сибирь. И да, как верно заметил автор ролика, двигатели некачественные, летать на них небезопасно. Но здесь уже вопрос не к производителю самолётов.

 

5:56-6:15 – «Что касается МС-21 с российскими двигателями то пока он только проходит лётные испытания, его сертификация намечена на конец 2023 года. Даже если она состоится, даст ли кто-то гарантию, что чисто российский двигатель будет пригоден к регулярной эксплуатации, если совместный проект с одним из ведущих мировых производителей установок двигатель от Сафран оказался исключительно неудачным»

Сертификацию с отечественными двигателями и крылом завершили в конце 2022 года. Сейчас проходят сертификационные испытания остальных отечественных систем. Да и здесь приём опять пропагандистский: если двигатель, созданный совместно с Сафраном, оказался неудачным по вышесказанной причине: французы оказались ворами и поставляли некачественную продукцию. Тем не менее, самолёт Сухой Суперджет эксплуатируется регулярно и показывает сейчас налёт в 330-350 часов (у РВ, как я писал недавно со ссылкой на нового генерального авиакомпании). Из этого не следует совершенно, что ПД-14 окажется неудачным. Это другой двигатель. Его тоже делает один из ведущих мировых производителей двигателей – ОДК.

 

6:16-7:00 – «За амбициозными проектами, которые позволяли в теории претендовать на мировой рынок российские власти практически игнорировали разработки позднего СССР. Речь в первую очередь о Ту-204 плюс модификация Ту-214 с увеличенной взлётной массой и нагрузкой и Ил-96. На фоне шоков, в которые погрузилась российская отрасль, о них заговорили, как о некой подушке безопасности. Однако считать её таковой вряд ли возможно. Этот поезд уже ушёл. Для своего времени Ту-204 был неплохим самолётом, хотя и более дорогим в обслуживании, чем Боинг и Эрбас. Поэтому, когда у российских авиакомпаний появились деньги и возможности заказывать иностранную технику, они сделали разумный с точки зрения бизнеса выбор.»

Амбициозные проекты появились тогда, когда производство Ту-204 уже почти свернули, а Ил-96 вообще исчез из коммерческой эксплуатации. И заговорили про подушку безопасности только отдельные личности, а данное мнение является маргинальным. Ну и насчёт выбора – в нулевые много авиакомпаний взяли Ту-204 и Ту-214 – Владивосток Авиа, Дальавиа, Трансаэро, Ред Вингс, Красэйр. Они показывали весьма неплохие результаты, к тому времени и двигатели довели до ума. Да и налёт был хороший. Вопрос был в том, что КБ Туполева и Ильюшина сами слили данные проекты. Авиастар в Ульяновске разобрал весь цех для Ту-204, так как нужно было место для Илов. В Казани и Воронеже производство осуществляется штучно.

 

7:01-7:38 – «В 2018 году авиакомпания Red Wings, на тот момент единственный эксплуатант Ту-204 на коммерческих перевозках, отказалась от его использования. Лайнер потреблял почти на тонну керосина за час полета больше чем А-321, а увеличенная масса приводила к дополнительным аэропортовым сборам. Главная же проблема в том что отсутствие заказов не предполагало модернизацию производства, то есть выпуск был технологически ограничен.В 2008 году удалось построить рекордные 10 самолётов, но чаще всего их выпускали менее пяти ежегодно. В результате в Ростехе признают: к 2030 году в лучшем случае получится создать 70 новых Ту-214.»

Всё смешалось в кучу. Во-первых, Реды до упора эксплуатировали Ту-204/214, но эксплуатация приостановилась из-за отсутствия возможности поддержания лётной годности. Авиакомпания хотела. Туполев не хотел. Во-вторых, А-321 имеет совершенно иную дальность и коммерческую загрузку. Ту-204-300 летал из Владивостока в Сочи и Санкт-Петербург с расходом на данных рейсах около 3 тонн в час, что никак не может быть на тонну больше А-321, который потребляет около 2,6. Естественно речь не об нео, а о классической модификации.

Насчёт того, что признают – 70 Ту-214 – это поставленная задача. Это даже больше, чем оговаривалось изначально. Если Казань столько построит, то будет отлично. Но Ту-214 не является приоритетным проектом, поэтому такого количества вполне хватит для затыкания дыр.

 

7:39-8:23–«В свою очередь главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров полагает, что и для 70 бортов придётся приложить очень много усилий.Он напомнил что если сейчас в год собирают до трёх самолётов, то для увеличения выпуска в три раза следует заставить каждого поставщика отправлять в три раза больше деталей.Поэтому слова Савельева о том что Ту-214 может стать базовой моделью для Аэрофлота следует воспринимать скорее как сомнения в успешности SSJ-NewиМС-21.Аналогичные аргументы можно привести и в отношении Ил-96.Разработанный в тех же 1980-х годах он заметно уступает в эффективности западным аналогам, поэтому так и не был запущен в массовое производство. За более чем 30 лет число выпущенных бортов едва перевалило за 30».

Ах, вот какие у вас эксперты! Ну, тогда понятно… Сейчас и производится подготовка к серийному производству. Ту-214 я и не вспомню, когда делали по 3 машины в год. Сейчас будут новые поставщики, новые контракты, поэтому это не просто желание, а целая программа по обеспечению производства. Слова Савельева, как министра транспорта, не стоит перевирать. Он сказал, что Ту-214 будет одной из базовых моделей. Аэрофлот подписал контракт на 11 самолётов. И не стоит трактовать это как сомнение, пока сам министр об этом не скажет. Ил-96 вспомнили зачем-то, о котором речь последнее время поднималась только в контексте грузовика.

 

8:24-8:34 – «А между тем стало известно, что Россия сможет поддерживать лётную годность имеющихся в РФ самолетов около 10 лет. Об этом сообщил министр транспорта РФ Виталий Савельев. Это называется африканизация»

Вот где попёр поток сознания. Появился новый термин – «Африканизация», выдуманный автором ролика. Про каннибализм все слышали. Но тут того было мало. Нужно было нагнать ужаса.

 

8:34-9:03 – «Теперь Россия будет конкурировать с Африкой за звание кладбища самолётов. Ранее система работала примерно так: самолет, отлетав положенное на развитом рынке, передавался в статусе б/у на развивающуюся Россию, в том числе где-то скрипело иногда что-то отваливалось, но в целом почти без фатальных проблем и уже, отходив свое на развивающемся рынке, самолет шел в свой последний путь в Африку, где частенько умирал героической смертью вместе с пассажирами»

Просто в голосину. Эта схема на пятёрку. Вообще, есть ли представления у этого эксперта, кто и как летает. В авиакомпании РФ поставлялись самолёты как напрямую с заводов, так и со всего мира. Или это экстраполяция – развитых, развивающихся стран и Африки в голове у автора. Ну а сочетание «на развивающуюся Россию» с нетипичным предлогом выдаёт автора из соседнего государства, которое любит устраивать побоища предлогов «в» и «на».

Ну и про падение самолётов смертью храбрых с пассажирами, которые раньше эксплуатировались в Европе и России, мне неизвестно. Напротив, в Эфиопии разложился абсолютно новый Боинг-737 МАХ по причине криворукости производителя. Статистики нам никто не даст. Но вы верьте.

 

9:03-9:18 — «Теперь Африкой становится Россия. Уже и даже назван срок 10 лет. Хотя скорее всего пораньше. Маркером видимо станет рост лётных происшествий. Когда их число превысит норму до 24 февраля прошлого года где-то раза в два с половиной, вот тогда и здравствуй Африка.»

Вообще непонятно, с чего сделаны выводы. Проговорили, что идут испытания Сухих и МС-21, построят новых 70 Ту-214, а тут на тебе – вывод, к которому нас даже не подвели. Да и «скорее всего пораньше» вообще непонятно. В общем, последняя фраза совершенно оторвана от текста статьи.

 

В целом, ролик низкопробный. Тут нет тезисов, с которыми можно спорить, но на далёких от вопроса людей может произвести впечатление, так как берёт эмоциями. Весь ролик говорятся более-менее адекватные вещи, даже показывают Мантурова, Чемезова и Борисова, но под конец начинается бред, оторванный от текста статьи. И градус неадеквата резко растёт на последней минуте.

Ролик, несмотря на замшелость некоторых фактов, вышел две недели назад и собрал более 90 тысяч просмотров и более 5 тысяч лайков. Поэтому опубликовать мне свой материал всё же нужно…


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: