Новые Ту-214 будут и дальними, и грузовыми

Глава ОАК Юрий Слюсарь сообщил на 10-й выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2023, что госкорпорация планирует вывести на рынок грузовую и укороченную версии Ту-214. Скажем так, новость ожидаемая. Наоборот, я долго возмущался, что на грузовую авиацию положили огромный крепежный элемент. Да и про дальность полёта долго рассуждали.

Из Казани до Ульяновска 240 километров по дороге. Я мотаюсь раз в одну-две недели. Чтобы в пробках не стоять в Казани, можно поехать через Камский мост и приехать прямо со стороны Заволжья на Авиастар. Но тут, видимо, наконец делегация из Казани сгоняла в рядом стоящий Ульяновск и нашла документацию на Ту-204-100СЕ и Ту-204-300. Возможно, они им понравились, поэтому они решили воспроизвести. Собственно, Ту-214 и Ту-204 — родственно близкие самолёты, поэтому проблем с производством этих моделей не вижу. Даже скажу, что грузовая версия Ту-214 будет намного актуальнее пассажирской. Так как на дальняк летать у нас куча вполне свежих зарубежных самолётов, в том числе полностью дебермудизованных, а вот грузовиков у нас – кот наплакал. По сути, у нас зарубеж могут летать только 3 грузовых магистральных самолёта. Все Ту-204. Боинги грузовые заперты в стране, так как принадлежат европейским и американским лизингодателям, либо их структурам.

Если пошерстить интернет, то можно обнаружить проект Ту-214F, который мог бы перевозить 32 тонны груза на 3200 км. Вполне хватило бы из Ханчжоу до Новосибирска или Красноярска, откуда можно дальше было бы по стране растаскивать. Большая грузовая дверь (3405 x 2200 мм) позволяла бы грузить на верхнюю палубу стандартные паллеты PAG/PMC, а на нижнюю – PKC.

Так постепенно и до ВАСО очередь дойдёт с их Ил-96, которые тоже очень пригодятся в нашем народном хозяйстве. Грузовые Ту-214 отлично пригодятся для перевозки груза из Москвы в Якутск по дороге в Китай, как я писал уже про Якутский аэропорт. Вкратце: самолёт из Москвы (откуда нет особо груза в Китай) грузится по полной в Якутск, дальше в Якутске выгружается, летит 3 часа до Ханчжоу, а оттуда битком возвращается в РФ. Итого на кольцевом маршруте имеем два забитых участка из трёх. Но остаётся подвешенным вопрос с региональными самолётами – побольше и поменьше.

Ещё остаются нужны грузовики, способные перевозить 10-15 тонн на слабые аэродромы и до 5 тонн даже не на грунт, а на распутицу. Во втором случае УЗГА занимается Ладогой. А Климов вроде бы уже готов предоставить для неё ТВ7-117СТ-02. А вот с большим вариантом есть только МТС/Ил-276 от Ил на горизонте. Ну как на горизонте, пока ещё не построено даже прототипа, да особо и не упоминают. Хотя самолёт интересный – высокоплан с ПД-14, тащит 20 тонн на 2 тысячи км. Этот на грунт сядет. Но про него уже давно ничего не слышно. Хотя проект весьма нужный.

Пару слов про Ту-204-300. Проект во «Владивосток Авиа» был успешен за счёт хорошего сопровождения, уникального удалённого рынка Владивостока, да и конкурировать ему приходилось с менее современными самолётами в нулевые. А что, 400 часов в месяц машины летали, факт. Только вот это было благодаря длинным рейсам из Москвы и Питера во Владивосток и Хабаровск. Ну и хорошей поддержке Авиастара, который не скупился на комплектующие, в отличие от Дальавиа, которых просто кинули на произвол судьбы. А в целом у машины был реальный недостаток – она короткая. Везла 142 пассажира (134 эконом и 8 бизнеса) на 7,5 тысяч километров. Коммерческая загрузка при этом была вполне неплохая – 18 тонн из Владивостока в Санкт-Петербург. Расход был хороший – около 3 тонн в час. ПС-90 к тому времени уже не так капризничали.

В текущей обстановке на дальних рейсах по топливу проблем не будет особых. У Боинга-777-300ERАэрофлота на тех рейсах расход при коммерческой загрузке 49 тонн выходит 8,1 тонны в час, что абсолютно сопоставимо по расходу на тонну коммерческой загрузке Ту-204-300. (У А-330 там хуже получается). Тут больше косвенные расходы – самолёт, обслуживание, экипаж (что там с бортинженером, слоном и рэсосником). Поэтому поглядим.

Итого, что имеем. Вполне адекватные и нужные модификации самолёта, если будут летать как во «Владивосток Авиа». Вопрос в том, осилит ли Казань и в каких объёмах. Какие-то объёмы будут, но пока делаю ставку, что не больше 6 самолётов в год. Больше пока не верю.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: