Новости про самолет ТВРС-44 Ладога, завод Авиакор и двигатель ТВ7-117СТ-02

Новости про импортозамещённый «Сухой Суперджет» появляются едва ли не ежедневно, про МС-21 – раз в неделю. Про Ил-114 – дай Бог, раз в месяц. Но про изделия УЗГА новости появляются раз в полгода, если не реже. Последний раз про «Ладогу» писал ещё по весне, когда её закончили продувать в ЦАГИ. А тут после нового года все оживились.

Старт новостной программе дала ОДК. Судя по всему, что-то придумали с ТВ7-117, да и конференция Президента с вице-премьером, главой Минпромторга дала о себе знать. В день выволочки Мантурова, боюсь, что поседело немало ответственных лиц в ОДК и ОАК. А с другой стороны Президент констатировал вполне очевидные вещи – все идёт по плану только с МС-21 и Сухими, которыми Минпромторг пытается закрыть провал по остальным фронтам. В частности, что по Ту-214 больше говорильни, чем реальных дел – эти самолеты не были законтрактованы, так как контрактация предполагает под собой обязательства, при этом у авиакомпании есть объективные и адекватные требования (облегчить и сделать двучленный экипаж, что не требует многих усилий и является адекватным требованием). А от Ил-114-300 бегает само КБ Ильюшина, да и ОДК-Климов старается скинуть некоторые проекты в УЗГА («Уральский завод гражданской авиации»). Да и от УЗГА новостей нет – испытания единственного «Байкала» с американским двигателем – так себе достижение.

После совещания, вопреки мнению некоторых комментаторов, написавших, что это всё «показуха», стали поступать многочисленные новости с полей. «Показуха» была год назад, а сейчас реально стали нужны самолёты. Там и контракты на Ту-214 пошли, да и по Ил-114 работы закипели. Но это мелочи. Самое интересное: оказалось, что в ОДК-Климов уже давно приступили к сборке первых двух летных образцов двигателей ТВ7-117СТ-02, а к лету сделают ещё два и начнут лётные испытания.

Правда, про летные испытания не до конца понятно – на летающую лабораторию поставят или сразу на планер уже будут монтировать, а УЗГА уже про планер говорит. Да и будут ли стендовые испытания? А то месяц назад новостей не было, уже СТ-01 похоронить десять раз успели, а Ил-114 без движков начали ржаветь в Луховицах. А тут оказывается, что работа в Питере кипит. Серийное изготовление в Питере обещают начать в 2025 году, когда самолёт закончит процедуры сертификации с двигателем.

А УЗГА 23 января выложил фотографии макета кабины и салона ТВРС-44 «Ладога», куда водят экскурсии гостей из авиакомпаний, желающих начать эксплуатацию данных машин. Салон выглядит современно – полки не как в Ан-24 – закрываются, но всё же концепт уже не самый модный. Сейчас в моде полки, которые сами опускаются, а для макета сделали с поднимаемыми крышками, по старинке. Кабина приятная – очень эргономичная. Нос длинноват, но это ещё на продуваемом макете он таким был, так пока и не понял для чего.

В общем, на этот самолёт возлагаются большие надежды, что он и на грунт, и в грязь. Сможет летать в самых интересных уголках Родины. Будет и грузовая версия. Военные же думают, что с Ил-112 делать, и пока на самолёт видов не имеют. Стартовый заказчик – «Полярные авиалинии», которые входят потихоньку в «Аврору». Так что кто захочет прокатиться – придётся лететь в Кепервеем или Черский.

Как известно, некоторые возмущаются, говоря о якобы ненужности Ил-114-300. Опустим текущие проблемы, вернёмся к концепту самолёта. Его ниша – замена CRJ-100/200. Про них никто не вспоминал, что они на грунт не садились, но в начале десятых стали просто хитом в нашей авиации, несмотря на сверхкритичный профиль крыла. Ак Барс Аэро летали на них по большинству региональных рейсов из Татарстана. Например, Казань – Белгород – Калининград. Там не нужен был самолёт с высоким крылом, но нужен был на 50 мест. Суперджет слишком велик для таких рейсов. Или мы летали из Белгорода в Питер, Надым и Сургут, где 50 мест – идеальный расклад, но аэропорты при этом имеют неплохое покрытие. Посмотрите на Руслайн, который летал из Москвы в Курск, Липецк и Воронеж. ИрАэро успешно летали на Дальнем Востоке: Иркутск, Чита, Улан-Удэ, Благовещенск, Якутск, Магадан, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Владивосток. Эти аэропорты имеют хорошее покрытие, но при этом пассажиропотоки на рейсах между ними как раз подходят для 50-местных самолётов. Так что и у Ил-114 будет работа, и для «Ладоги» найдется не менее важное применение на тех рейсах, где понадобится настоящий вездеход.

Ну и напоследок – УЗГА сообщили, что на заводе «Авиакор» и в Смоленске уже приступили к созданию опытных образцов новых самолётов. Так что кто спрашивал про «Авиакор» в Самаре – вот и ему работа нашлась. Скорее всего, смогли за счёт области оживить пару цехов, благо для «Ладоги» не так много нужно. Да и Смоленску работа нашлась. В общем, будем смотреть и наблюдать за ходом дела.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: