• 29.11.2022 14:43

ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ

Производство Наука Технологии ВПК Импортозамещение

Сколько гражданских самолётов простаивает в России, какие малые аэропорты реконструируют и юбилей легендарного Ту-114

Вчера на ТГ-канале Baza появилась очередная всепропальщина. Предлагаю разобрать, что в итоге происходит. Сколько чего стоит и по каким причинам. А также пройтись по новостям поменьше.

Простаивают ли сейчас самолёты у российских авиакомпаний? Да, простаивают. Простаивали ли раньше? Так в пандемию вообще почти всё заземлено было. Бывало, в Шереметьево 30-40 рейсов в день в апреле 2020 года было. Сейчас география полётов лишилась 13 направлений в России (Юга), а также Европа, США, Канада, Великобритания, Корея, Япония. Плюс не все самолёты выведены из Бермудского реестра, у некоторых зарубежная принадлежность. У них география полётов вообще ограниченная. Часть самолётов (АВС и РоялФлайт) эксплуатанты просто бросили в аэропортах, перестав эксплуатировать, чтобы не нажить себе проблем что на западе, что на востоке. Часть самолётов оказалась заморожена зарубежом, откуда не может вылететь. Эти причины должны были заземлить около трети флота.
Стоят ли самолёты из-за отсутствия запчастей? Конечно, стоят. Раньше тоже стояли. Некоторые запчасти приходится долго ждать. Сейчас логистика сложная. Имеет ли место каннибализация? Разумеется. Новое ли это явление? Нет, конечно. Если встанут два самолёта, а один можно будет починить за счёт другого, то так и сделают. Так и делали всегда. Не было раньше такой ситуации, что отправили двигатель на ремонт, а самолёт будет стоять ждать. Поменяют при возможности. Это крупный узел, а по мелочи так вообще. Но запчасти заказывают, потом они дружно придут и «донор» укомплектуют, он снова полетит. Есть ли проблемы с запчастями? Конечно есть, логистика стала дольше. С производителем иногда приходится договариваться через третьих лиц. С платежами тоже имеются сложности. Поэтому не всё приходит своевременно. В такой ситуации «донорства» не избежать.
То есть, издание в целом не врёт. Скажем так, Америку они не открыли. Но на главный вопрос не ответили, сместив акценты. Паника нагнетается, любой прочитавший «не в теме» получит заряд информации о том, что самолёты разбирают, летать им осталось недолго, следовательно, гражданской авиации хана. Но в тексте нет таких формулировок.

Я уже сказал, что у Аэрофлота простаивает около трети флота. Все мы любим Флайтрадар. Некоторые сайты, вроде Panespotters.net ведут статистику, сколько самолётов активно эксплуатируется, сколько временно стоит, а сколько именно что давно не появлялись в воздухе. Информация обрабатывается автоматически. Предлагаю на неё и взглянуть. По причинам, не связанным с исправностью, как я сказал выше, должно стоять около трети флота.
В Аэрофлоте числятся простаивающими 38 самолётов из 173, это 22%. Baza написала ровно про 50. Разницу можно посмотреть, как и ознакомиться с историей полётов. Так что здесь у ТГ-канала неточность. Далее — другие перевозчики.
У АВС, РоялФлайта и Атрана запаркованы все оставшиеся самолёты. Причины – остановка деятельности компаний. А у Алросы летают все 5 Боингов, 100%. У Авроры, Газпромавиа, Икаре, Ижавиа, Красавиа, Северстали, ЮВТ-Аэро и Авиастара тоже все 100% летают. В Азимуте стоят 3 из 18 Суперджетов (17%). А у Азур Эйра – 12 из 22 (55%). Ну здесь взаимосвязь с международным туризмом. Сейчас раскачивают Тайланд и ЮВА, будет побольше. В I-Fly стоит ровно треть парка – 2 из 6 самолётов, в Нордстаре тоже треть – 3 из 9, как и в Нордвинде – 9 из 28 самолётов, и в ЮтЭйре – 21 из 61 самолёта. В ИрАэро стоит 5 из 13 самолётов (38%). У Победы, которая грозилась заземлить полфлота, стоит 2 самолёта и 41. У Ред Вингса простаивают 13 самолётов из 30 (включая 8 неэксплуатируемых А-320/321), это 43%. У главной дочки Аэрофлота – России на земле стоят 25 из 129 самолётов, это 19%. У Руслайна 2 из 13 CRJ-100 (15%). У третьей авиакомпании по размеру парка – Сибири (S7) простаивают 19 из 101 самолёта (19%). В Смартавиа стоят 3 из 13 самолётов (23%). В Уральских авиалиниях – 6 из 52 машин (12%). У Якутии простаивают 7 из 12 самолётов (58%), но мы ещё вчера разбирали особенности нынешней авиакомпании Якутия. Ну и последний в списке Ямал с 5 стоящими из 29 самолётов (17%).
В среднем сейчас простаивают в 2 раза меньше расчётного, а запарковано около 15% самолётов. Ничего критичного не наблюдается. Не видно, что встали все самолёты какого-то одного типа даже в рамках одного перевозчика. Так что давайте без лишних поводов для паники. Сейчас и так всё сложно.

Правительство РФ выделило деньги на реконструкцию некоторых аэропортов. При этом отказ в реконструкции получил аэропорт Туношна в Ярославле, где местные чиновники не успели подготовить проектно-сметную документацию. При этом проект отложили аж на пять лет. Отложили местные власти, хотя деньги идут федеральные в размере 3,5 миллиардов рублей. Поэтому деньги пойдут в другие места, где реконструкция нужна не меньше.
Основная сумма пойдёт на реконструкцию аэропорта Грозный, туда выделено 7,5 миллиардов рублей. Почти миллиард рублей достанется аэропорту Чара в Забайкальском крае. Оставшиеся 300 миллионов достанутся Соловкам.
Все аэропорты нуждаются в реконструкции, особенно Соловки, конечно, где металлическая полоса и сарай вместо аэровокзала. А место вполне себе туристическое. Полосу бы побольше и рейсы на самолётах в 50 мест, тогда будет поживее.


15 ноября был юбилей (65 лет первого полёта) первого отечественного дальнемагистрального пассажирского самолёта – Ту-114, который связал столицу Советского Союза с США, Японией и многими другими странами. На самом деле, весьма важное событие, так как наконец страна обзавелась одним из первых в мире трансконтинентальных авиалайнеров, который по уровню комфорта не уступал зарубежным аналогам. Создан на базе стратегического бомбардировщика Ту-95, но тут полностью перешла силовая установка, поистине интересная. А планер уже сильно отличался. Так как габариты 200-местного самолёта и габариты бомбардировщика с весьма компактной нагрузкой всё же отличаются, как и размеры гермокабины, а также наличие кухонь, санузлов, багажных отделений.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: