• 08.12.2022 08:43

ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ

Производство Наука Технологии ВПК Импортозамещение

Про ЛМС-901, Ил-114-300, Ил-76МД-90А и рост производства новых авиадвигателей в РФ

Сегодня про родной авиапром. Наконец, появились материалы, которые можно обсуждать. Не особо революционные, но дом строится по кирпичикам. Сегодня поговорим про расширение ОДК-Сатурн в Рыбинске, про возможности применения ЛМС-901 для авиалесоохраны, про текущее производство Ил-114, про начало лётных испытаний четвёртого Ил-76, выпущенного в этом году, про проекты по ремоторизации Ан-2 в КНР, а также про Аэрофлот, создающий национальный центр компетенций для поддержания лётной годности самолётов зарубежного производства.

Про авиадвигателестроение. В Рыбинске нет аэропорта, однако, для отечественного авиапрома Рыбинск всегда будет одним из самых значимых городов по причине нахождения практически в центре города двигателестроительного завода ОДК-Сатурн, который известен двигателями Д-30, поднимавших в воздух основные отечественные самолёты – Ил-62М, Ту-154М и Ил-76. В десятые годы на заводе наладили производство русско-французских двигателей SaM146 для Сухих Суперджетов, а сейчас налаживается производство ПД-8 (для импортозамещённой версии Сухого и новой версии пожарного Бе-200) и ПД-14 (для МС-21). Последний ввиду объёмов должен производиться одновременно и в Перми, и в Рыбинске. Кроме авиадвигателей на заводе производятся газотурбинные двигатели для тепловых электростанций, газовые турбины для компрессорных станций (например, по перекачке газа), газовых турбин для крупнотоннажных морских судов. В наше время ОДК-Сатурн можно назвать самый современным двигателестроительным заводом в стране.
Факт необходимости расширения производства ПД-14 (да заодно и ПД-8) привёл к необходимости дополнительного расширения завода, где решили в срочном порядке возвести новый цех общей площадью в 40 тысяч квадратных метров. В новом цехе будут установлены 250 единиц оборудования, в том числе 102 новых станка. Цех будет введён в эксплуатацию в 2025 году, когда стартует массовое производство Сухих и МСов. Планируется, что новый цех сможет выпускать до 160 мотор-комплектов в год.

Представители Лесхоза и Авиалесоохраны РФ посетили город Арамиль в Свердловской области для знакомства с ЛМС-901 «Байкал», которых, по словам ведомств, потребуется не менее 124 самолётов. Пока что версии для пожарных нет, но ведомства совместно с УЗГА определили облик модификации для выполнения лесоавиационных работ. Ведомства отметили, что Ан-2 требуют замены, а ЛМС-901 более подходит за счёт большей дальности полёта, что наиболее важно для полётов по обнаружению пожаров, а также сброса пожарного десанта вдали от поселений и аэродромов.
У меня все современные переделки Ан-2 в своём большинстве критиковали за перенос опоры шасси с хвоста в нос, что увеличивает требования к качеству аэродромного покрытия, а также за низкую приёмистость турбовинтового двигателя. Для пожарных самолётов оба параметра весьма важны – приземляться приходится иногда на не самые подготовленные площадки, да и турбовинтовой двигатель всё же менее экономичен. Вдобавок, не совсем понятен процесс десантирования на ЛМС-901.

Легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал», опытный образец, 2022 год

Тем временем на авиашоу в Китае местные умельцы показали свой вариант ремоторизации Ан-2 – Y-5BG, который оснащается турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN. Этот вариант более аутентичный – у него сохраняется бипланная схема, да и расположение основных опор шасси впереди. Он более всего похож на ТВС-2МС наш, который оснащён таким же двигателем. Вот этот вариант китайцы используют для своей авиалесоохраны, вдобавок ещё и оснащают противопожарными бомбами.

В Воронеже на ВАСО продолжается изготовление агрегатов планера Ил-114-300, о чём ОАК разместила в своих соцсетях фоторепортаж. Почти все детали для сборки агрегатов крыла и хвостового оперения изготавливаются на ВАСО. Кроме того, специалисты авиазавода разработали и изготовили оригинальные раздвижные стапели крыла и киля Ил-114, что сделало сборку более эффективной. В общем на ВАСО собирается более 40% агрегатов планера Ил-114.
Звучит неплохо. Но мы помним, что самолёт нужен для того, чтобы возить авиадвигатель. В данном случае мы получим кучу планеров, к которым нет двигателей. Если ПД-14 построили уже около десятка, а ПД-8, от которого год назад был только газогенератор, уже три экземпляра, то в Луховицах не могут повесить двигатели даже на второй экземпляр Ил-114, которые тормознули после катастрофы Ил-112 в прошлом году. ТВ7-117СТ-01 нет вообще, что и тормозит все отечественные турбовинтовые проекты в ближайшие годы. Про эти двигатели информации нет, зато крыльев нам ВАСО наделает…

Сборка второго опытного образца Ил-114-300 на Воронежском авиазаводе (ВАСО)

Аэрофлот планирует создать Национальный центр компетенций, который будет оказывать услуги по конструкторскому сопровождению эксплуатации самолётов зарубежного производства. Аэрофлот сообщил, что наладил поддержание лётной годности и производство периодического обслуживания у себя, а также привлёк в свою команду бывших сотрудников Боинг и Эрбас в России. После решения совета директоров авиакомпании был создан департамент разработки конструкторских решений, начата подготовка к сертификации по ФАП для авиапроизводителей (ФАП-21). Сертификат планируют получить не позднее конца марта следующего года.

5 ноября на Ульяновске-Восточном начались лётные испытания построенного в этом году четвёртого Ил-76МД-90А RF-78666, заводской номер – 02-11). Четвёртый Ил-76 – это весьма неплоха, до показателей советского ТАПОиЧ далековато, но лучше, чем было за все эти годы, если учесть, что пока что в Ульяновске построили 17 Ил-76МД-90А (то есть почти четверть программы выполнили за год, как потребовалось). Самая линия окончательной сборки рассчитана на 12 самолётов в год. Однако, были бы комплектующие в таких объёмах. Ну в следующем году будем смотреть. В любом случае в текущих условиях и 4 самолёта результат.

Один из новых Ил-76МД-90А 2022 года выпуска

Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ:

Рекомендуем прочесть