Про ЛМС-901, Ил-114-300, Ил-76МД-90А и рост производства новых авиадвигателей в РФ
Сегодня про родной авиапром. Наконец, появились материалы, которые можно обсуждать. Не особо революционные, но дом строится по кирпичикам. Сегодня поговорим про расширение ОДК-Сатурн в Рыбинске, про возможности применения ЛМС-901 для авиалесоохраны, про текущее производство Ил-114, про начало лётных испытаний четвёртого Ил-76, выпущенного в этом году, про проекты по ремоторизации Ан-2 в КНР, а также про Аэрофлот, создающий национальный центр компетенций для поддержания лётной годности самолётов зарубежного производства.
Про авиадвигателестроение. В Рыбинске нет аэропорта, однако, для отечественного авиапрома Рыбинск всегда будет одним из самых значимых городов по причине нахождения практически в центре города двигателестроительного завода ОДК-Сатурн, который известен двигателями Д-30, поднимавших в воздух основные отечественные самолёты – Ил-62М, Ту-154М и Ил-76. В десятые годы на заводе наладили производство русско-французских двигателей SaM146 для Сухих Суперджетов, а сейчас налаживается производство ПД-8 (для импортозамещённой версии Сухого и новой версии пожарного Бе-200) и ПД-14 (для МС-21). Последний ввиду объёмов должен производиться одновременно и в Перми, и в Рыбинске. Кроме авиадвигателей на заводе производятся газотурбинные двигатели для тепловых электростанций, газовые турбины для компрессорных станций (например, по перекачке газа), газовых турбин для крупнотоннажных морских судов. В наше время ОДК-Сатурн можно назвать самый современным двигателестроительным заводом в стране.
Факт необходимости расширения производства ПД-14 (да заодно и ПД-8) привёл к необходимости дополнительного расширения завода, где решили в срочном порядке возвести новый цех общей площадью в 40 тысяч квадратных метров. В новом цехе будут установлены 250 единиц оборудования, в том числе 102 новых станка. Цех будет введён в эксплуатацию в 2025 году, когда стартует массовое производство Сухих и МСов. Планируется, что новый цех сможет выпускать до 160 мотор-комплектов в год.
Представители Лесхоза и Авиалесоохраны РФ посетили город Арамиль в Свердловской области для знакомства с ЛМС-901 «Байкал», которых, по словам ведомств, потребуется не менее 124 самолётов. Пока что версии для пожарных нет, но ведомства совместно с УЗГА определили облик модификации для выполнения лесоавиационных работ. Ведомства отметили, что Ан-2 требуют замены, а ЛМС-901 более подходит за счёт большей дальности полёта, что наиболее важно для полётов по обнаружению пожаров, а также сброса пожарного десанта вдали от поселений и аэродромов.
У меня все современные переделки Ан-2 в своём большинстве критиковали за перенос опоры шасси с хвоста в нос, что увеличивает требования к качеству аэродромного покрытия, а также за низкую приёмистость турбовинтового двигателя. Для пожарных самолётов оба параметра весьма важны – приземляться приходится иногда на не самые подготовленные площадки, да и турбовинтовой двигатель всё же менее экономичен. Вдобавок, не совсем понятен процесс десантирования на ЛМС-901.
Тем временем на авиашоу в Китае местные умельцы показали свой вариант ремоторизации Ан-2 – Y-5BG, который оснащается турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN. Этот вариант более аутентичный – у него сохраняется бипланная схема, да и расположение основных опор шасси впереди. Он более всего похож на ТВС-2МС наш, который оснащён таким же двигателем. Вот этот вариант китайцы используют для своей авиалесоохраны, вдобавок ещё и оснащают противопожарными бомбами.
В Воронеже на ВАСО продолжается изготовление агрегатов планера Ил-114-300, о чём ОАК разместила в своих соцсетях фоторепортаж. Почти все детали для сборки агрегатов крыла и хвостового оперения изготавливаются на ВАСО. Кроме того, специалисты авиазавода разработали и изготовили оригинальные раздвижные стапели крыла и киля Ил-114, что сделало сборку более эффективной. В общем на ВАСО собирается более 40% агрегатов планера Ил-114.
Звучит неплохо. Но мы помним, что самолёт нужен для того, чтобы возить авиадвигатель. В данном случае мы получим кучу планеров, к которым нет двигателей. Если ПД-14 построили уже около десятка, а ПД-8, от которого год назад был только газогенератор, уже три экземпляра, то в Луховицах не могут повесить двигатели даже на второй экземпляр Ил-114, которые тормознули после катастрофы Ил-112 в прошлом году. ТВ7-117СТ-01 нет вообще, что и тормозит все отечественные турбовинтовые проекты в ближайшие годы. Про эти двигатели информации нет, зато крыльев нам ВАСО наделает…
Аэрофлот планирует создать Национальный центр компетенций, который будет оказывать услуги по конструкторскому сопровождению эксплуатации самолётов зарубежного производства. Аэрофлот сообщил, что наладил поддержание лётной годности и производство периодического обслуживания у себя, а также привлёк в свою команду бывших сотрудников Боинг и Эрбас в России. После решения совета директоров авиакомпании был создан департамент разработки конструкторских решений, начата подготовка к сертификации по ФАП для авиапроизводителей (ФАП-21). Сертификат планируют получить не позднее конца марта следующего года.
5 ноября на Ульяновске-Восточном начались лётные испытания построенного в этом году четвёртого Ил-76МД-90А RF-78666, заводской номер – 02-11). Четвёртый Ил-76 – это весьма неплоха, до показателей советского ТАПОиЧ далековато, но лучше, чем было за все эти годы, если учесть, что пока что в Ульяновске построили 17 Ил-76МД-90А (то есть почти четверть программы выполнили за год, как потребовалось). Самая линия окончательной сборки рассчитана на 12 самолётов в год. Однако, были бы комплектующие в таких объёмах. Ну в следующем году будем смотреть. В любом случае в текущих условиях и 4 самолёта результат.
Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.
Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert