О выделении средств на 609 новых российских гражданских самолетов
Правительство РФ одобрило выделение 283 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) Ростеху на выпуск 609 гражданских самолётов до 2030 года. Это пока основной заголовок, который обсмаковали все. Типа, была тысяча, уже 609, а так и до мышей дойдём. Но упускается из виду тот момент, что кроме Ростеха есть ещё и УЗГА, который финансируется отдельно и во всех видах статистики к Ростеху не имеет никакого отношения. Нужно поглядеть глубже, чтобы не на уровне всёпропальщиков, а чтобы разобраться, что на что выделяется, что уже было выделено, сколько освоили и что получили.
Средства будут выделены в течение года под 1,5% годовых (льготный займ, никто безвозвратно ничего не отдаёт, а Ростеху есть чем отдавать). Средства предназначены в первую очередь для расширения производственных мощностей ОАК, ОДК, Технодинамики и КРЭТ. Как расширяются мощности мы видим – на Иркутском авиазаводе уже построен цех, оснащён современными станками, на Казанском авиазаводе строительство ведётся, да и во многих местах тоже идет процесс. Да, без обновления застарелых фондов и цехов светлое будущее не построить. Понимаю, что это нужно было делать раньше, но поздно посыпать голову пеплом, нужно работать сейчас.
Данный займ – 28% от общего бюджета программы, который ещё в 2022 году согласовали на уровне 1 триллиона рублей. До 2030 года запланировано выпустить 142 Суперджета (опыт 2010-х годов показывает, что это реально), 270 МС-21 (тут опыта нет, но калькуляция пока что не позволяет в этом сомневаться), 70 Ил-114-300 (здесь миллион вопросов, писал неоднократно, повторно обойдусь без комментариев), 115 Ту-214 (здесь меня терзают смутные сомнения, так как имеем дело с Туполевым и КАЗом) и 12 Ил-96-300 (не, ну вы серьёзно?).
Здесь бессмысленно считать прямым делением 600 на 6 лет, по 100 самолётов в год, значит 1 в три дня, где самолёты? Это так не работает. Пока самолёты не сертифицированы и не импортозамещены до конца заводы будут делать только то, что могут, но это тяжело назвать даже планером, так как нет основных компонентов. Постепенно заводы выйдут на уже имевший место режим по 30-40 самолётов в год на завод (здесь есть уверенность только в Комсомольске-на-Амуре и Иркутске). Но только после окончательной готовности производства. Оно не готово, поэтому выделяются деньги. Кто считает прямым делением, не учитывая текущее состояние дел, достигнутые успехи и возникшие проблемы, приглашаю на завод собирать. Посмотрим, как это у вас получится. Самолёт на поточной линии собирается пару недель, если есть из чего собирать. Загвоздка в последнем.
Но ещё момент, кто спрашивает про предыдущие деньги. В 2022 году ФНБ уже «выделил» деньги, Мантуров получил разнос, а деньги до ОАК не дошли. Тут уже особенности ФНБ – деньги должны были пойти перевозчикам, которые заказывают самолёты, по их контрактам деньги и выделяются. Но спустя больше года процедура прошла по двум контрактам. Ростех пока что действует по большей части на свои. Своих хватает. Но тут нужно понимать, что в уставе ФНБ описаны цели, а займ на расширение производства Ростеха сюда не попадает. Можно сделать исключение по отдельному решению Правительства РФ, но там процедура не менее сложная, так как требуется согласование Росимущества и Минфина. И то, средства идут по контракту, для заключения которого требуется ещё куча согласований и подписаний на комитетах и иных совещаниях, которые проходят по расписанию несколько раз в год.
Ну и дополнительно – самолёты поставляются только тому, от кого приходят деньги – от ГТЛК, так ей и поставят, напрямую от Аэрофлота – ему. Край Росимущество. А сам ФНБ получить самолёты не может, так как не является ни перевозчиком, ни лизингодателем, просто кубышка. Из-за этого и столько сложностей.
Да, бюрократия, но от этого никуда не деться. Такие процедуры нужны в том числе, чтобы не было коррупционных схем. Так что «распилов» и «откатов» здесь не будет. Слишком со многими пришлось бы делиться, а там большинство и без этого богатых карьеристов, которые с удовольствием заложат любого ушлого любителя схем.
Да и проблем, кроме бюрократии немало. Уже середина января 2024 года минула. А новостей про ПД-8 пока нет вообще. В декабре 2023 года хотя бы показали самолёт покрашенный с движками. Да и про всех остальных маловато. После праздников, видимо, пытаются вернуться в ритм.
Кстати, 14 января 2024 года на Казанском авиазаводе был аудит, похожий на то, что завод хотят передать. Купирем слухи насчет продажи – предприятие стратегическое, а вот отделить от Туполева и переподчинить другой структуре, — вполне вероятно. Тайну переговоров и подробностей не знаю, да и не спрашивал. Да и знал бы – не сказал. Знаю только, что аудитор приезжал и о его цели.
Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.
Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert