Проблема с продлением эксплуатации Ан-24 и Ан-26 и ее решение
Региональные эксплуатанты подняли головы и сообщили, что у них растут проблемы с Ан-24. Причём говорили про это в прошлую среду (8 ноября – прим.ред.) в Совете Федерации в рамках обсуждения местных авиаперевозок. Про них не забыли и на них не забили. Больше других паникует авиакомпания «Ангара», их замдиректора Зорина было слышно хорошо. Естественно, он сильно возмущался, что до сих пор ничего не сделано для замены многострадальных машин.
Эксплуатантов можно понять. Многие рейсы с Ан-24 переехали на Dash, CRJ, ATR, а сейчас потихоньку возвращаются на старенькие машины. А вместе с ними приходят нерешенные проблемы с продлением. Двигатели АИ-24 (для Ан-24) сейчас ремонтирует только Арамильский завод, а он тупо не может переварить весь свалившийся на него объём. Нет и документации от производителя.
Фактическая замена есть в виде новых отечественных самолётов Ил-114 и ТВРС-44 «Ладога». У обоих машин разные модификации двигателя ТВ7-117СТ. До ума его который уже год довести не могут. Надо сказать, что Ан-140 летал с ТВ3, там ситуация была немногим лучше. У Ил-114 еще бонусом идет невнятная позиция самого «Ильюшина». Про Ил-114 я слышал в прошлом и этом году ото всех, включая непонятно каким боком, Воробьёва, только не от самого Ила, где была уже куча кадровых перестановок.
УЗГА (Уральский завод гражданской авиации) обещал до конца 2023 года показать нам готовую «Ладогу». Но пока (ноябрь 2023 года) что молчание. Из Смоленска новостей нет. Про двигатели тоже. УЗГА торопится, но сами пока почему-то буксуют с ВК-800СМ. Ещё летом завершили стендовые испытания и по плану должны были ткнуть его на лабораторию осенью. Потом тихонько перекинули на первый квартал 2024 года. А единственный пока ЛМС-901 «Байкал» летает с «Вальтером». Его должны сертифицировать до конца 2023 года.
Эксплуатанты обратили внимание, что при таких темпах обновления через пять лет ничего не останется от парка Ан-24 в стране.
Буквально на следующий день после упомянутого совещания Пересадин (директор департамента авиапрома в Минпромторге РФ) принялся долбить УЗГА на тему, когда же будет «Ладога», она нужна срочно! Что самое интересное, «Ильюшин» никто не дёргал. Хотя все зависимы от «Климова» в Питере. Что там у них и в какой стадии – неизвестно.
Минпромторг в текущей ситуации пытается сделать ставку на «Ладогу». Перекидывать работы по двигателю АИ-24 особо некуда, с документами от «Антонова» вообще без шансов. С Ил-114 пока вообще ситуация непонятная.
Не стоит говорить, что Ил-114 совершенно не годился для замены Ан-24. Если для полосы с покрытием, то почему нет. Да там и на качественную полосу из гравия или травы тоже вполне можно. Его как раз на грунт планировали сертифицировать. Аэропорты типа Ленска или Бодайбо в межсезонье – нет, а вот зимой Охотск – вполне. Да не так много и грунта. Посчитайте, сколько летало Ан-24, а сколько осталось? Я на них буквально лет десять назад летал из Москвы в Псков и Белгород. Там их вполне успешно даже «Суперджеты» заменили. На рейсах из Перми в Когалым стоят ATR. Да и вообще «Красавиа» неплохо взяли на ATR. А сколько осталось безальтернативного грунта и сколько «Ладог» потребуется? Вот эти цифры считал Минпромторг. Если «Климов» по двигателям не подведёт.
Есть, правда, ещё короткие ВПП с искусственным, но некачественным покрытием. Типа Охи. Хотя там вроде бы сделали реконструкцию. Это, кстати, ещё один вариант – слегка повысить качество покрытия в некоторых аэропортах. Не обязательно плиты, но гравий, дренажные системы, контроль за состоянием. Понятно, что и это не везде осуществимо. Но вариантов много. А самолёты нужны.
Ещё один момент. Возможно, наконец, посчитали, что сейчас вкладываться в полувековые Ан-24 не имеет смысла. Нужно ускоряться по производству новых машин.
Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.
Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert