Индийская лунная программа как удачное ответвление российской
23 августа 2023 года на Южном полюсе Луны успешно впервые совершил посадку индийский космический аппарат «Чандраян-3», и снова в антироссийском сегменте интернета полилось в комментариях всё, что может политься в таких случаях в адрес Роскосмоса и недавней неудачи с аппаратом «Луна-25». Вместе с тем, история индийской лунной программы берет начало в 2000-х годах, когда российские специалисты принимали в ней непосредственное участие, а по факту стояли у истоков. Да, и забегая вперед, индусы тоже умудрились разбить об Луну свой посадочный модуль станции «Чандраян-2», а после этого до запуска успешного «Чандраян-3» прошло еще почти 4 года, но обо всем по порядку…
В ноябре 2007 года Индийская организация космических исследований (ISRO) и Роскосмос подписали соглашение о совместной реализации лунной программы. Согласно договоренности русские должны были сделать посадочный аппарат, а индусы создать его орбитальную часть и мини-луноход для исследования поверхности спутника Земли. Зачем совместная работа с Роскосмосом нужна была Индии понятно всем, а вот зачем это было нужно России в 2023 году уже вспомнить трудно. А придется вспоминать. В 1990-2000-х годах многие отечественные высокотехнические производства после чудовищного обрезания бюджетного финансирования вынуждены были выживать на зарубежных контрактах. Так, например, спасли Уралвагонзавод, заключив с Индией огромный контракт на поставку и сборку на местных заводах танков Т-90. По той же схеме остался на плаву «Сухой» со своим крупным контрактом на Су-30 для той же Индии. Поэтому и в 2000-х когда «талантливых менеджеров» с их нефтедолларами и небоскребами всё также не интересовало реальное восстановление собственного производства в России, попытки реализации совместных проектов в сфере космоса помогали нашим научным и промышленным центрам буквально остаться в живых и обрести хоть какое-то подобие собственного бюджета на дальнейшие разработки. Вот и пошла история в сторону совместной российско-индийской программы: по факту Россия учила индийских специалистов и получала какое-то подобие очередной «МКС», где наши специалисты передавали опыт за деньги. Сегодня разбираться, хорошо это или плохо, уже бесполезно, но факт остается фактом: уже в 2009 году наши с индусами сконструировали лунную исследовательскую автоматическую станцию, сложности добавило желание индийской стороны использовать свою ракету-носитель GSLV с его габаритами, отличными от «Союзов». По плану полететь первый аппарат должен был к Луне в 2012 году. Но как всегда в финале все планы поменялись.
Во-первых, в начале 2010-х годов в России хватало своих проблем: государство начало медленно поворачиваться лицом к отрасли, но хватало аварийных пусков. Во-вторых, наши после аварии своего аппарата «Фобос-Грунт» в 2011 году занялись работой над ошибками и решили перепроектировать лунный посадочный модуль. Индийскую сторону перенос сроков вправо не устроил, и в 2013 году стороны каждая пошли своей дорогой. Оптимизм индусов зашкаливал, и они решили, что их «Чандраян-2» полетит в 2017 году, потом пришлось еще дорабатывать аппарат без русских, потом еще. В итоге отправили в 2019 году его к Луне.
Тут сделаем небольшое отступление, ибо читатель уже интересуется, а где «Чандраян» под номером один? А он был запущен в 2008 году как 1400-килограммовый спутник для исследования Луны с ее орбиты, успешно отработал там около года, сбросив на поверхность небольшой ударный зонд Moon Impact Probe (29 кг) на поверхность спутника Земли. Но это была индийская разработка с бортовой аппаратурой из США и Европы. А вот «Чандраян-2» весил почти 4 тонны и в основе своей имел как раз российско-индийский проект, над которым велась работа, как мы уже говорили с 2007 года. Почему такой тяжелый?
Потому что состоял из орбитального и посадочного модулей: 1) орбитальный должен был отработать не менее 2 лет, совершая обороты вокруг Луны на удалении около 100 км от поверхности, 2) посадочный предполагалось посадить в районе Южного полюса Луны, где бы из него выехал миниатюрный 27-килограммовый луноход «Прагьям» («Мудрость») и около 14 суток отработал бы свою научную программу. С орбитальным всё получилось, с посадочным – нет. 6 сентября 2019 года после неудачного маневра при прилунении посадочный модуль разбился на поверхности спутника Земли.
Вот тут снова вспомним про «Луну-25» — вместо шельмования и диванной критики в адрес разработчиков – было решено сосредоточиться на выявлении проблем и следующем запуске аналогичного аппарата «Чандраян-3». На его подготовку ушло еще почти 4 года. Итогом стала ювелирная по точности мягкая посадка 23 августа 2023 года (кстати, автор этих строк с удовольствием смотрел ее в прямом эфире на телеканале India Today, особенно, ту часть, где авторы проекта доходчиво рассказали всем, что от желания отправить аппарат до его реализации проходят годы и неизбежны ошибки).
Что дальше? Индийский пример показывает, что побеждает прагматичный и спокойный подход. Вместо 2012 года полетели в 2019 году, разбили аппарат, доработали следующий и победили в 2023 году. Теперь еще раз о нашей лунной программе. Авария «Луны-25» поставила наших разработчиков в ситуацию, аналогичной ISRO с их «Чандраяном-2». Придется поработать, чтобы сделать всё еще раз и хорошо на «Луне-26» и «Луне-27». Еще раз передаю привет всем крикунам с диванов, которым не нравится российская космическая отрасль, и предлагаю пойти потрудиться на ее благо, либо умолкнуть. Побеждает тот, кто умеет работать над ошибками и в итоге доводит свой конечный продукт до совершенства. Индусы это поняли, а вы?
Евгений Белкин,
главный редактор медиаресурса «Техносфера. Россия»