Штурмовик Су-25: Модификация СМ3 – не последняя
Активное применение модернизированных российских Су-25 в ходе специальной военной операции показало высокую эффективность данного типа боевых самолетов, созданных еще во времена войны СССР в Афганистане. Несмотря на существовавшие до 2022 года многочисленные мнения о том, что классические штурмовики уже устарели в условиях войн с высокоточным оружием, практика показала, что хорошо защищенный самолет поддержки войск на поле боя необходим и вовсе необязательно будет заменен в ближайшем будущем новыми ударными самолетами и вертолетами. В 2023 году в СМИ появилась информация о том, что нынешние Су-25 ВКС России будут в очередной раз модернизированы с учетом полученного реального боевого опыта, а значит самая свежая модификация Су-25СМ3 является не последней.
Согласно данным зарубежного специализированного ежегодника The Military Balance 2023, на вооружении наших военных состоит около 125 модернизированных самолетов Су-25СМ/СМ3, 40 Су-25 более ранних версий, 15 учебно-боевых машин Су-25УБ и 5 учебных Су-25УТГ. Еще в 2017 году в России было объявлено, что Су-25 больше серийно производиться не будет, а будет осуществляться модернизация ранее построенных машин в вариант СМ3, при этом серийного производства штурмовиков много лет не велось и до этого. Рассказы о якобы возможном возобновлении производства Су-25 на заводе в Улан-Удэ не имеют под собой никакой основы. За пределами России попытка «серийного производства Су-25» закончилась в начале 2000-х годов сборкой около десятка самолетов Су-25КМ на Тбилисском авиазаводе (Грузия) из остававшегося со времен СССР задела фюзеляжей. Свои попытки модернизации доставшихся им советских машин предприняла также бывшая Украина – машины получили название Су-25М1 и Су-25УБМ, доработка велась в городе Запорожье. В 2023 году была озвучена информация о намерении начать производство Су-25 в Белоруссии, но пока это только заявления, а белорусский 558-й авиаремонтный завод только может ремонтировать/модернизировать штурмовики. Кстати, в ВВС Белоруссии насчитывается 22 Су-25 – по информации всё того же британского The Military Balance 2023.
Что может самая современная версия Су-25СМ3? Машина оснащена системой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования маршрута полета по карте с высокой точностью, на штурмовик установлен бортовой комплекс обороны «Витебск-25», оптико-электронная система СОЛТ-25 (система оптическая лазерная, тепловизионная) с 16-кратным увеличением и автоматическим сопровождением подвижной цели на удалении до 8 км с точностью до 0,5 метра. Самолет может применять современное высокоточное оружие. Стоит отметить также летные характеристики Су-25 (максимальная скорость до 975 км/ч у земли, боевой радиус действия до 600 км), мощное вооружение (2-ствольная 30-мм пушка и до 4400 кг боевой нагрузки на 10 узлах подвески) и высокую живучесть конструкции штурмовика. Для защиты от истребителей противника на Су-25СМ3 могут использоваться ракеты Р-73 «воздух-воздух» малой дальности. Взлетная масса машины составляет от 14 до 17 тонн.
Так или иначе, в нашей стране остается парк ранее выпущенных машин. Вся «начинка» для них в России производится, и штурмовики могут послужить еще хорошую службу. Конечно, будет и новая модернизация. Однако, нового самолета, аналогичного Су-25, пока в разработке нет, и рано или поздно придется такой темой заниматься, ведь технику рано или поздно всё равно нужно будет менять. Заменить более дорогостоящими платформами самолет поля боя не вариант: фронтовые бомбардировщики Су-34 и вертолеты Ка-52/Ми-28 в любом случае обходятся дороже Су-25. Но даже возрождение производства «двадцать пятого» будет также стоить весьма недешево. Альтернативой может стать появление ударных БПЛА аналогичного назначения, но пока и их цена достаточно высока. Решать военным, а мы просто констатируем факты.