Российская ядерная суперторпеда 2М39 прошла морские испытания

Отечественный эксперт по подводно-диверсионным силам и средствам Райнер Хауссер рассказывает в своем материале о создании в нашей стране стратегического роботизированного подводного беспилотника  «Посейдон» и современном состоянии данного проекта.


Уважаемые друзья! Сообщаю, что морские испытания стратегического роботизированного подводного беспилотника «Посейдон» прошли успешно. Думаю, что в скором времени появится информация в СМИ.

Пока рассмотрим кратко историю проекта.

 

Тернистый путь к «Посейдону»

«Посейдон» («Статус-6», кодовое обозначение НАТО Kanyon, англ. Каньон) – российский беспилотный подводный аппарат, оснащенный ядерной энергетической установкой, носитель ядерного заряда («ядерная торпеда»). Предназначен для нанесения гарантированного неприемлемого ущерба прибрежным территориям противника посредством обширного радиоактивного загрязнения, поражения кораблей и военно-морских баз.

«Посейдон» ведет свою историю от советского проекта Т-15 (гигантская ядерная торпеда для удара по побережью США, для которой предполагалось создать специальную лодку-носитель) разработки КБ-11 (город Саров). Разработка субмарины с одной торпедой прекратили в 1955 году, но уже в 1961 году на очередном пике «холодной войны» снова вернулись к концепции ядерной суперторпеды. Идея оружия заключалась в том, что помимо поражающих факторов ядерного взрыва она теоретически вызывала огромную волну. В воспоминаниях советский академик Андрей Сахаров (1921-1989) рассказывал, что придумал для новой торпеды «прямоточный водопаровой атомный реактивный двигатель» и делился идеями об её применении с вице-адмиралом Петром Фоминым (1904-1976). Фомин, по словам Сахарова, «был шокирован «людоедским» характером проекта и заметил, что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в открытом бою». Впоследствии разработка была прекращена.

В 2010-х годах в России констатировалось немало проблем с разработкой и производством торпед и средств противодействия. В июле 2015 года Владимир Путин утвердил новую морскую доктрину, в которой отдельно подчёркивалась роль беспилотных аппаратов, а в уже сентябре того же года Минобороны США обнародовало данные о ходе разработки устройства под кодовым именем Kanyon. В сообщении речь шла о беспилотном подводном аппарате, несущем боеголовку мегатонного класса для поражения военных гаваней и прибрежных городов — в проекте наблюдалось очевидное сходство с Т-15. Буквально через пару месяцев в официальном новостном репортаже о встрече Президента России с представителями Минобороны и предприятий ВПК в кадр попала презентация системы «Статус-6». Официально о разработке на базе ЦКБ МТ «Рубин», СПМБ «Малахит» беспилотных подводных аппаратов для подводных лодок пятого поколения сообщили представители Объединённой судостроительной корпорации весной 2016 года. В декабре 2016 года американская разведка рассказала «о проведении испытаний беспилотного аппарата с подводной лодки Б-90 «Саров»* в рамках программы «Статус-6».

Субмарина Б-90 «Саров» проекта 20120 в Северодвинске. 23 мая 2012 года, фото — Олег Кулешов

*прим.ред. Согласно информации российского специализированного издания «Новый оборонный заказ», «первые успешные испытания прототипов изделия 2М39 по теме ОКР «Скиф» проведены стартом изделия-прототипа в октябре 2008 г. Испытания изделий-прототипов ведется с опытовой ПЛ Б-90 «Саров» проекта 20120 с привлечением спасательного судна «Звездочка» проекта 20180 со специальной баржей плавучего испытательного комплекса (ПИК) проекта 20210».

В феврале 2018 года в Пентагоне упомянули «Статус-6» в числе морских систем доставки ядерного оружия в «Обзоре ядерной политики», а 1 марта того же года Президент России официально упомянул новый проект в ходе послания Федеральному собранию 1 марта 2018 года в числе других перспективных видов вооружения. В течение марта в РФ прошло всенародное голосование, после чего «Статус-6» получил название «Посейдон».

«Посейдон» был включён в госпрограмму вооружений на 2018-2027 годы. Далее велась дальнейшая разработка ядерного беспилотника. Американские источники утверждали, что двигательная установка к 2019 году к испытаниям готова не были. В мае 2020 года было заявлено, что на завершение разработки «Посейдона» потребуется до 5 лет. Всего через 2 года, в октябре 2022-го, источники НАТО сообщили о возможных испытаниях «Посейдона», сославшись на перемещения АПЛ К-329 «Белгород» (НА ФОТО В НАЧАЛЕ МАТЕРИАЛА), спроектированной в качестве носителя подобного типа устройств и переданной флоту в июле 2022 года, но в ноябре лодка покинула тестовую зону якобы без запусков, а американцы снова предположили наличие недоработок изделия. Однако, уже 16 января 2023 года российское информационное агентство ТАСС распространило данные об изготовлении первого боекомплекта торпед «Посейдон» для подводной лодки «Белгород»…

 

Тайны российской суперторпеды

Разработчиками «Посейдона» выступили известные отечественные предприятия ВПК — ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБ «Малахит». Это автономный подводный аппарат, оснащённый ядерной энергоустановкой и несущий ядерный заряд (ядерная торпеда). Точных данных о габаритах и технических характеристиках «Посейдона» не опубликовано. По данным разных источников: длина может составлять от 16 до 24 метров, диаметр от 1,5 до 2 метров, масса – в районе 100 тонн. Кроме концепции удара по прибрежным территориям с нанесением гарантированного неприемлемого ущерба посредством обширного радиоактивного загрязнения и т.п., беспилотник рассматривается как тактическое ядерное оружие против авианосных групп и боевых кораблей, а также военно-морских баз.

Прототипы 2М39 «Посейдон» в сравнении с подводным беспилотником «Клавесин» (внизу) по данным американских источников, 2019 год

Распространявшиеся изначально домыслы о боевой части мощностью 100 мегатонн опровергнуты официально в 2018 году – тогда ТАСС сообщил о разрабатываемых нескольких видах ЯБЧ для «Посейдона» с максимальной мощностью до 2 мегатонн. История о многометровом цунами, который можно создать мощным взрывом в прибережной зоне, не имеет научного обоснования.

 Что еще известно о «Посейдоне»? Проектная глубина погружения составляет до 1000 метров, а максимальная скорость беспилотника с ядерной БЧ доходит до 60-70 узлов (100-130 км/ч). Как устроен ядерный реактор информации нет. Имеются сведения, что аппарат управляется со специальных командных судов, а его перевозка и загрузка в лодку-носитель осуществляются в специальном транспортном контейнере.

ТАСС уже публиковал информацию о планах по строительству 4 подводных лодок-носителей «Посейдона», способных нести до 8 аппаратов (по две для Северного и Тихоокеанского флотов). В 2022 году была сдана флоту первая атомная подлодка – БС-329 «Белгород», ведется строительство еще одного носителя — «Хабаровск». Информация о третьем носителе под названием «Ульяновск» пока не подтверждена официально.

Райнер Хауссер

Оригинал статьи на странице ВК автора: https://vk.com/wall290130335_6828

От редакции: О других интересных особенностях реализации проекта «Посейдон» — читайте в ранее опубликованном на нашем сайте материале https://tehnoomsk.ru/archives/8801

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: