Рубеж 2024-го года в российской микроэлектронике сулит много интересного

Этим материалом на нашем медиаресурсе стартует новый раздел — авторский блог «Электромозг», в котором создатель одноименного специализированного канала на платформе «Дзен» рассказывает о новостях и направлениях развития в российской микроэлектронике.


Надо сказать, что с приходом Мишустина в 2020-м году в промышленности, особенно в электронной, пошло некоторое оживление. Конечно, вся эта эпопея с «короной» отняла у правительства и время и ресурсы, но я думаю, что Мишустина, в общем-то, и ставили изначально именно под развитие цифровизации и, как одно из слагаемых цифровизации — развитие электроники.

На мой взгляд, электронике, к сожалению, уделяется меньше внимания, чем программированию (IT-сфере), хотя очевидно, что усилий и средств электроника требует намного больше. Не могу объяснить этот феномен. Видимо, благодаря советам «специалистов, которые в теме», изначально планировалось базироваться на зарубежных аппаратных решениях.

Помню статьи всего лишь двух-трёхгодичной давности авторитетных деятелей в области IT, которые вполне, казалось бы, логично доказывали абсолютную невозможность разработки и производства собственных компьютеров в России. Там было навалено в кучу всё — и отсутствие нужных патентов, и отсутствие опыта и специалистов, и огромные ресурсы и время, которое нужно на это затратить.

Чуть позже в подобных статьях слово «невозможность» волшебным образом заменилось на «бессмысленность ввиду неокупаемости» из-за «мизерного рынка» (видимо, стало вдруг возможно :-))) ), в то время, как другие решения «закупает весь мир».

Не знаю как вас, а меня от слов «весь мир» уже трясёт. Тем более, что под всем миром говорящие это подразумевают не весь мир, а тот самый западный «сад», включая всех его сателлитов, и напрочь закрывают глаза на те самые «джунгли», в которых обитаем далеко не только мы с вами )))

Более того, в своих доказательствах бессмысленности собственной электроники авторы для усиления впечатления от своих аргументов за основу для критики берут крайнее решение — компьютер на полностью отечественной ЭКБ из полностью отечественного сырья, добытого русскими рабочими с использованием русского оборудования и питающимися русской едой. Меньшее, по их мнению, отечественным быть не может. Я, конечно, немного утрирую, но берётся сразу явно избыточный вариант «своего» и, конечно, легко доказывается нецелесообразность этого.

Между тем, очевидно, что за исключением особо упёртых фанатиков (причём, таковые не имеют представления о вычислительной технике, что можно понять по требованию, например, применять русскоязычный машкод, встречал такое, хотя машкод может быть только цифровым) никто не ставит своей целью сделать компьютер российским до такой степени.

А что значит отечественный компьютер, каков критерий? Существует юридический и человеческий смысл этой характеристики, и обычный читатель часто путает эти вещи и возмущается на пустом месте. Юридический смысл меняется в зависимости от готовности производства и разработчиков, и определяется балльной системой. С каждым годом определение российскости в юридическом поле становится всё жёстче а техника содержит всё больше отечественных деталей.

В человеческом смысле, российским, на мой взгляд, может быть компьютер с разработанным в России процессором (пусть даже с применением зарубежных IP-блоков за исключением ядер) и спаянной в России материнской платой. Под это определение подходят любые компьютеры на процессоре «Эльбрус». Байкал всё же не тянет на российскость из-за своих иностранных вычислительных ядер, хотя объединить готовые IP-блоки в один процессор, несомненно, тоже большой труд. Поэтому Байкал российский больше юридически, чем фактически.

Полностью российским я бы назвал компьютер на не только разработанном, но и выпущенном в России процессоре (чего пока нет), все остальные модули которого спаяны тоже в России.

При этом происхождение ЭКБ значения не имеет, ибо её делает слишком много компаний в разных странах, а при тотальной блокаде её производство можно в сжатые сроки организовать и внутри страны — это вам не процессор создать. Тем более, что определённый ассортимент ЭКБ у нас уже есть, просто он дороже из-за малых объёмов производства и не вся номенклатура есть. Ну и ещё жалуются на отсутствие качественной документации и даже разброс характеристик, хотя подтверждение последнему, как массовой проблеме, у меня нет.

Так вот, основная проблема сегодня — это выпустить процессор в России, но для этого нужна литографическая линия и чистая химия для осуществления техпроцесса, как минимум, 28 нм. Такой техпроцесс соответствует, например, процессору Эльбрус-8СВ. Но пока ниже 90 нм наши фабрики ничего произвести не могут, и то на иностранном оборудовании.

Помимо микропроцессоров, нам требуется производить большой ассортимент различных микроконтроллеров и других микросхем, которым вполне достаточно 90 нм и даже толще. Но производственные линии 90 нм перегружены. завод Микрон изо всех сил пытается расшириться за счёт китайского оборудования.

Все эти проблемы намечались давно, но их почему-то стали пытаться решать по-настоящему только в 2021-м. Именно тогда государство стало активно финансировать работы по созданию отечественных фотолитографов, чистой химии и т.п. Позже появились разработки по установкам травления и осаждения, фотошаблонам и другим системам для процесса производства микропроцессоров по нормам 350, 130, 90, 65 и даже 28 нм. Совсем недавно появилась целая серия ОКР’ов по техпроцессу 90-65 нм.

Так вот, окончание основной массы всех этих многочисленных НИОКР’ов ожидается в промежуток с 2024 по 2026 годы, то есть, совсем скоро. Это относится к производству оборудования для техпроцессов 350 и 130 нм, а также фотошаблонов для техпроцессов 90-65 нм (видимо, пока что для иностранного оборудования).

Есть и более амбициозные проекты по т.н. «рентгеновским литографам». Часть НИРов по ним уже закончилась с частичным успехом. Что-то удалось, что-то, относящееся, в частности, к бесфотошаблонным рентгеновским литографам, не очень, но это не относится к классическим системам.

Более того, совсем недавно Мишустин дал поручение, касающееся создания отечественного рентгеновского литографа и производственных технологий для его использования, так что тема рентгеновского литографа вполне себе актуальна. К осени ждём конкретику.

В общем, всё идёт к тому, что 2024-й год принесёт нам первые реальные результаты по отечественным литографам и ещё много всего интересного в нашей промышленности вообще.

Оригинал публикации: https://dzen.ru/a/ZK70RmqfnCXTcgoU


Об авторе: Специалист в области отечественной микроэлектроники, ведёт свой тематический канал «Электромозг» о российской микроэлектронике на платформе «Дзен».

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: