Российский глубоководный беспилотник прошел модернизацию в 2023 году

Материал медиаресурса «Техносфера. Россия» об отечественной специальной глубоководной камере КТ-1200, которой оснащен побывавший на дне Марианской впадины российский исследовательский роботизированный аппарат «Витязь-Д» (см. https://tehnoomsk.ru/archives/8855), вызвал большой отклик наших читателей. Дело в том, что многие на фоне пандемии весной 2020 года пропустили информацию о новом беспилотнике, созданном в нашей стране и его уникальном погружении на глубину более 10 километров. Самое время рассказать, что из себя представляет «Витязь-Д», тем более, что в 2023 году аппарат прошел модернизацию и стал еще более совершенным.

«Витязь-Д» — полностью российская разработка, созданная в Центральном конструкторского бюро морской техники «Рубин» при поддержке государственного Фонда перспективных исследований. Аппарат имеет титановый каркас и внешний корпус из сверхпрочного композитного материала. Длина – около 5,7 метров, диаметр – около 1,3 метра, масса – 5,6 тонны (по другим данным – 5,7 тонн). Глубина погружения не ограничена 10 километрами – прочностные характеристики обеспечивают работу на глубинах до 13 километров (пока такой глубины в земных океанах не найдено). Для движения используются 4 маршевых электродвигателя и 10 подруливающих.

Глубоководная станция для связи с аппаратом «Витязь-Д»
На борту российского судна-носителя: слева — аппарат «Витязь-Д», справа — донная станция для связи с аппаратом.

Конечно, в своих возможностях по погружению «Витязь-Д» не уникален: специалисты и любители морской тематики знают о зарубежных проектах Kaiko (Япония) и Nereus (США), побывавших на аналогичных глубинах Марианской впадины. Но как раз при сравнении с этими аппаратами можно рассказать о серьезном преимуществе нашего подводного беспилотника. Дело в том, что упомянутые аппараты управлялись с борта надводных кораблей-носителей при помощи командного кабеля. Российский «Витязь-Д» управляется по беспроводному каналу гидроакустической связи в цифровом режиме. Изначально наши разработчики сомневались, что при помощи колебаний, возбуждаемых в водной среде, удастся обеспечить стабильный обмен информацией с находящимся на большой глубине аппаратом. Была построена специальная донная станция, которая должна была выступать в роли ретранслятора. Но во время испытаний по гидроакустическому каналу обеспечивалась бесперебойная передача данных с борта «Витязя-Д» на базовое судно и отправка команд с его борта на аппарат. Также на российском подводном роботе внедрили систему управления с элементами искусственного интеллекта: он в сложной ситуации, например, при потере связи внутри подводного грота, может самостоятельно обойти препятствие.

 

После модернизации самого глубоководного российского аппарата в 2023 году стало известно, что его функциональные возможности выросли. Также сообщалось, что таких беспилотников уже две единицы, а улучшенная версия комплекса поступит для службы в ВМФ России и на судах Российской академии наук.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: