На Су-57 ведутся испытания нового двигателя, параллельно идут разработки плоского сопла

В российской прессе появилась информация об испытаниях нового варианта многофункционального боевого самолета Су-57, получившего «двигатель шестого поколения» с изменяемым вектором тяги. Судя по всему, речь идет о дальнейшем развитии «изделия 30» или «двигателя второго этапа», которым должна оснащаться часть серийных самолетов данного типа (см. наш материал конца 2022 года — https://tehnoomsk.ru/archives/7346). Сам «двигатель второго этапа» проходил летные испытания с 2017-2018 годов на Су-57, информации об их итогах не публиковалось. Параллельно появилась информация о плоском сопле, разработка которого идет в России. Судя по всему, речь идет всё-таки о разных проектах, которые в ряде СМИ ошибочно соединили в один.

По силовой установке с плоским соплом в новостных публикациях приводится слайд из презентации Объединенной двигателестроительной корпорации, на котором сообщается, что в рамках «НТЗ для двигателя 6 поколения» ведутся разработки не только по плоскому соплу, но и создание новых высокоэффективных подшипников, элементов «керамической турбины», перспективных электрических систем. Также упоминается создание силовой установки с трехконтурным двигателем, который даст возможность заметного (до 12,5 %) улучшения дозвуковой эффективной топливной экономичности. Стоит заметить, что такие расчеты велись еще в 2017 году, о чем содержится информация в научной статье «Анализ возможностей повышения крейсерской топливной экономичности многорежимного двигателя с третьим контуром» в специализированном журнале «Машиностроение и компьютерные технологии».

ОДК приводит еще один слайд, где сообщается информация непосредственно по новому соплу: до 90% деталей сопла изготовлено аддитивными технологиями (т.е. напечатано на специальном 3D-принтере). В производственной кооперации по проекту задействованы: ОДК-УМПО ОКБ имени Люльки, Салют, ОДК-Сатурн, ЛМЗ, НИИД, ЦАТ, ЦНИИТМАШ. В процессе работы созданы: макет для исследования СХ, модели для исследования газовой динамики, сопло-демонстратор. Испытания успешно проведены в ЦАГИ, ИТПЭ РАН.

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: