Как ГТД-1500 танк до 100 километров в час разогнал

Как известно, нашими основными боевыми танками рубежа 1980-90 годов были Т-64, Т-72 и Т-80. Эволюция Т-64 была уже завершена и в Харькове делали ОБТ нового типа. В Нижнем Тагиле выпускали Т-72, мастерили Объекты 187 и 195. В Омске совершенствовали Т-80 и собирали первый Объект 640 (Черный орел)…

Когда уже трещал по швам разрушаемый «реформаторами» СССР, его ВПК продолжал создавать технологические шедевры. Отечественные танки должны были быть все мощнее и быстрее. Поэтому ГТД быстро прибавляли в количестве лошадиных сил. Почему именно ГТД, а не дизели, которые едва дошли до цифры в 1000 л.с. к тому моменту? 

Дело в том, что газотурбины ставили на танки типа Т-80. Самая совершенная версия этого танка — Т-80У (на фото) — представляла в 1989 году страшный сон американских и европейских противников. Этот танк был создан для войне в Европе, с ее отличными дорогами, где ГТД «восьмидесяток» позволяли нашим танкам фактически летать по автострадам. При максимальном весе в 45 тонн Т-80У, оснащенный ГТД-1250, спокойно разгонялся по германским дорогам до 70 км/ч. Дальше — больше. Как у современных фанатов тюнинга, у тогдашних военных заказчиков не было предела фантазии. Так появилась самая мощная советская турбина мощностью 1500 лошадиных сил — ГТД-1500.

В создании «реактивного» танка принимали участие специалисты Кировского завода в Ленинграде. Т-80 имел ленинградские корни, был разработан в городе на Неве — там появился первый серийный вариант Т-80Б. Оттуда уже он отправился в Омск, где в КБТМ завода Омсктрансмаш (КБТМ — в то время — конструкторское бюро при заводе, не путать с названием КБТМ как отдельного предприятия в постсоветский период, прим. ред.) стали заниматься дальнейшим совершенствованием «восьмидесятки» и его несостоявшейся заменой — «Черным орлом».

Ленинградские танкостроители, установив ГТД-1500 на Т-80, провели дорожные испытания на Волхонском шоссе. На скорости более 90 км/ч танк оставался управляемым, а зафиксированный тогда максимум составил 95 километров в час!

Дальше были 90-е годы, развал и анархия, долгие годы бессистемного прожигания советского задела и, наконец, воссоздания промышленной базы ВПК. Отличный двигатель пытались привязать к проектам «Черного орла», Т-95 (Объект 195) и Объект 187. Но ни один из них не стал серийным, а для современной Арматы (или Т-14) разработали уже совсем новый в технологическом плане силовой агрегат — дизель мощностью 1500 л.с…

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: