Еще раз о цифровизации. Теперь в сфере горнодобывающей промышленности

На прошедшей в Москве 25-27 апреля 2023 года 27-й Международной выставке машин и оборудования для добычи, обогащения и транспортировки полезных ископаемых «MiningWorld Russia 2023» не было европейских и японских компаний. Но их места заняли производители и разработчики из России и 17 стран мира, которые активно сотрудничают с нашей страной и заинтересованы в работе на российском рынке. Как говорят участники, основное направление развития отрасли сегодня – цифровизация. Всё больше современных технологий и программных продуктов приходят в горнодобывающую промышленность.

Как рассказывают в своем материале специалисты российской группы компаний «Монтранс», интеллектуальные системы обрабатывают большие данные и заменяют человека на опасных участках производства. Российские производители отмечают, что после ухода с рынка европейских компаний, продажи отечественных предприятий по некоторым позициям выросли в несколько раз.

Николай Осипов, менеджер по продажам «СТРОЙКОМПОЗИТ-Н»: «Каждый заказчик имеет в шахте свой Wi-Fi, свой протокол и кодировки. Все оборудование работает дистанционно. На этой машине можно управлять и с водителем, и с пульта дистанционного управления. Это применяется там, куда человеку нельзя заезжать».

По мнению экспертов, на некоторых отечественных шахтах и карьерах работает техника еще с советских времен. Оборудование возрастное и требует модернизации и цифровизации. Аналоговые релейные схемы управления заменяют на программируемые логические контроллеры. Данные о работе механизмов передаются в систему управления предприятием.

Виктор Зорин, инженер-электрик АО «ЦВЕТМЕТНАЛАДКА» (Екатеринбург): «Одно из направлений нашей деятельности – системы, которые регистрируют параметры работы подъемных машин. Мы можем прогнозировать выходы из строя различных элементов и узлов».

Сегодня отечественные компании пополняют свои автопарки техникой из Китая. По данным экспертов, иностранные машины приходится кастомизировать под российские условия. Автомобили оснащают телематическим оборудованием и заводят данные в программное обеспечение.

Алексей Малыгин, заместитель директора по продажам EXPRO (Благовещенск): «Как правило, у наших клиентов действуют системы управления предприятиями и новые машины нужно интегрировать в уже работающие сервисы. Автомобили с завода поступают «пустыми», а клиентам требуется ГЛОНАСС, учет пробега, расход топлива, контроль безопасности. Например, датчики наклона автомобиля для предотвращения опрокидывания самосвала при разгрузке, датчики, показывающие приближение к проводам ЛЭП, датчики перегруза автомобиля. Все это мы устанавливаем уже в России».

В последние годы руководители компаний взялись за контроль расхода топлива. Тренд последних дней – автоматизированная система выдачи ГСМ. Стоимость масел постоянно растет и для сокращения издержек необходимо организовать непредвзятый учет расхода жидкостей. По данным производителей, электронная система выдачи ГСМ позволяет экономить за год до 10% от общего оборота масел.

Кирилл Овчинников, представитель SAMOA в России, Беларуси и Казахстане: «Водитель подъезжает к комплексу раздачи, идентифицирует себя с помощью карты, набирает номер заказ-наряда и необходимое количество масла. Электронная система отпускает нужное количество литров. Данные сохраняются в системе и передаются в 1С или в любую другую систему учета предприятия».

В эпоху цифровизации специалисты горнодобывающей отрасли предъявляют к разработчикам оборудования несколько основных условий. Во-первых, машины должны отвечать всем требованиям безопасности. В этом помогают телематические системы контроля и помощи водителю. Во-вторых, техника должна быть защищена и пригодна для работы в тяжелых и опасных условиях. И в-третьих, оборудование должно быть оснащено устройствами бесперебойной передачи данных в системы управления предприятием. Обработка больших данных и получение аналитических отчетов позволяют повысить эффективность компании.

Игорь Елсуков, руководитель аналитического отдела ГК «МОНТРАНС»: «Основываясь на запросах клиентов из горнодобывающих компаний, можно выделить несколько направлений. Во-первых, заказчикам требуются системы активной безопасности. Например, MONTRANS.DVR, которая фиксирует отклонения в работе водителя и уведомляет об этом диспетчера. Также много запросов на оптимизацию работы карьерной техники. Повышение КПД каждой единицы. Мы предлагаем облачный сервис, который помогает сделать выводы о путях оптимизации и решении возникающих проблем. Аналитический сервис обрабатывает данные из нескольких источников и выдает сжатые отчеты для принятия управленческих решений».

В целом, можно отметить, что ситуация в горнодобывающей отрасли в России в 2023 году мало чем отличается от других сфер производства. Уход крупных западных и японских компаний усилил экспансию китайских и российских производителей машин и позволил увеличить долю присутствия отечественных разработчиков цифровых решений и программных продуктов. Ситуация серьезно изменилась буквально за пару лет, но «санкции» не привели к снижению объемов работ или обновлению техники.

По материалам ГК «Монтранс»

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: