Сколько будет стоить серийный пассажирский самолет МС-21 и еще немного хороших новостей гражданской авиации

В ожидании МАКС-2023

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) уже вовсю хвалится покраской МС-21 и Сухого к авиасалону МАКС-2023, который состоится нынешним летом. На прошлом МАКСе, помню, летал МС-21, радуя всех, поодаль в ангарах виднелась ещё пара машин, а из Сухих были только «Аурус» и Рэдовский RA-89155. За два года произошла масса событий, собственно, что хотелось бы всем увидеть (уверен, что читатели поддержат): МС-21-310 с ПД-14, это один из самых распиаренных проектов, так что однозначно, Сухой Суперджет, хотелось бы хотя бы 97001, как самый близкий на тот момент к новой версии, Ил-96-400Т, который к тому времени уже передадут АВС, да и какой-нибудь салонный Ту-214 вместо 64053 покрасить и поставить показать всем, чтобы журналисты обновили фотографии Ту-214 в интернете. Остальное будет и было: Ил-114-300 (ну этот один и тот же, однозначно прикатят), можно было бы от УЗГА прикатить макет «Ладоги» (ТВРС-44), ну а Элкой (Л-410) и единственным «Байкалом» не удивить.

Про Ил-96 и Ту-214 информации нет, но все понимаем, что вряд ли (хотя на территории ЛИС можно что-то найти попробовать из Ту-214). Но что будет из самых современных и прогрессивных машин? 73056, которая самая обычная МС-21-300 с Пратт-Уитни, и год с лишним стояла на статике для отработки на земле работы различного БРЭО, сейчас в Ульяновске красится с надписью «МС-21-310». Интересно, поменяют ли ему двигатели (предвижу, что вряд ли), но действительно ли будут так обманывать общественное мнение? Сейчас есть и так два самолёта с ПД-14, можно было бы и прикатить. Что касается Сухого, то какой-то красят, но пока не могу идентифицировать какой. Возможно, кстати, что 97001, так как на щитке видна последняя цифра номера – «1».


О цене МС-21 для российских авиакомпаний

На днях глава Ростеха Чемезов объявил стоимость МС-21 для отечественных авиакомпаний – 3 миллиарда рублей, что составляет около 36 миллионов долларов США. По сравнению с новыми А-320нео/Боинг-737 МАХ цена получается ниже в три раза, примерно, по сравнению с каталожной. Естественно, что данную стоимость без определённых субсидий не получить. Но субсидии могут быть как прямыми (государство просто дотирует каждый поставленный борт), так и косвенными (из стоимости готового самолёта полностью исчезает НИОКР, сертификация и различные инфраструктурные платежи, а остаётся только стоимость компонентов и нормочасов труда). Тогда, наверное, такая сумма и получится. НИОКР будет дорогим (всё же много лет, рабочие коллективы, сколько расходов на создание, включая переоборудование Иркута), сертификация, которая тоже затянулась, тоже не получится сильно дешёвой. Размазать эти расходы на большую серию не получится. Есть и определённые плюсы – сейчас большинство компонентов ОАК производит самостоятельно, а другие дорогие узлы (двигатели и БРЭО) производят другие подразделения Ростеха.

Но, опять-таки данная сумма звучит красиво только для тех, кто знаком с ценами на рынке. Для большинства – абстрактная сумма с большим количеством нулей. Да, на самом деле, и для авиакомпаний, которые не платят полную стоимость самолёта никогда. Нет такой практики, есть лизинг. В советские времена покупка самолётов Аэрофлотом у МГА была несколько условной, а в девяностые торговля доставшимися бесплатно самолётами на безденежном рынке убыточной отрасли тоже была далека от идеала.

Размер лизингового платежа и будет определять стоимость лётного часа, а, соответственно, и стоимость билета. Но кроме стоимости самого самолёта значение будет иметь и процент, под который достанутся деньги лизингодателям. Государство планирует докапитализацию ГТЛК и ИФК, в этом случае деньги достанутся беспроцентно, что облегчит суть. Если просто получена будет госгарантия, то процент перейдёт на лизинг. Тут всё просто.

Прогнозирую экспортную каталожную цену на сие изделие в размере двух таких цен, то есть, около 73 миллионов долларов. С одной стороны, дешевле конкурентов, а с другой – покупать его будут те, кто и так больше ничего купить не может, так как иначе накликают беду в свой дом раньше времени. Либо будут варианты на уровне частных авиакомпаний.


Российское композитное крыло в серийном производстве

13 апреля завод Аэрокомпозит в Ульяновске начал серийное производство композитного крыла для самолета МС-21. Предприятие планирует в 2023 году выпуск четырех самолетокомплектов для МС-21, в 2024 увеличит количество до шести. Новость, на самом деле, значимая. Недавно начали серию ПД-14, теперь крыло. Так что серийный запуск не за горами.


Про новую антенну спутниковой связи для гражданской авиации

На хорошую новость обратил внимание мой читатель: Институт авиационного приборостроения «Навигатор» разработал антенну спутниковой связи АС-005, которая может быть установлена на любые пассажирские лайнеры: она подходит для МС-21, SSJ 100 и импортозамещенного SSJ New. На антенну уже выдано Свидетельство о годности комплектующего изделия, то есть ее уже можно устанавливать на самолеты в том числе и для замены импортных антенн. Отмечается, что устройство может принимать спутниковые сигналы в диапазоне L1.

Не спорю, достижение важное. Критики к статье пишут, что GPS могут вырубить в любой момент. Но в L-диапазоне (20 см) работают все системы спутниковой навигации, за исключением разрабатываемой Индией. Кроме GPS, в этом диапазоне функционируют наш ГЛОНАСС и китайская «Бэйдоу». ГЛОНАСС сейчас абсолютно нормально работает. Вся спутниковая группировка на орбите и периодически дополняется новыми спутниками (в том числе запуски были в самое последнее время). А нормальная антенна позволяет заместить важнейший узел.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: