SSJ New: Новый Сухой Суперджет готовится к началу летных испытаний

Наш долгожданный полёт «Сухого Суперджета New» 97001 с Sam146, но уже российской ВСУ и радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) состоится в мае этого года. Об этом сообщил генеральный Ульяновского КБ Приборостроения (УКБП) Александр Войт. УКБП запланировали производство ЖК-панелей наладить в Ульяновске для всех кабин всех типов.

Двигатель пока что висит на Ил-76, с ним борт полетит только в сентябре, а электроника уже готова, можно обкатывать. То же, кстати, и с МС-21. Если обратить внимание, то последние полёты исключительно машин с Пратт-Уитни, но с отечественным БРЭО. Про сентябрь заявил Бочаров. Я предполагаю октябрь. Пока что после первого полёта двигатель направили на доработку, больше к полётам он пока не возвращался. Но время есть, до октября его достаточно, чтобы произвести необходимые испытания и получить сертификат.

Причины спешки стоит поискать в истоках госконтракта, заключенного в декабре 2019 года, где оговаривалось получение сертификата типа (СТ) двигателя до декабря 2024 года. Про сертификат, сразу говорю, имею ввиду не самолёт сейчас, а двигатель. Тут схема следующая – отработка на стенде, потом на лаборатории, а потом уже получение сертификата типа двигателя и постановка сертифицированного двигателя на самолёт уже для проведения сертификации самого самолёта с этим двигателем.

Ну и нельзя забывать и про контракты, заключенные на поставку самолётов. Заказчик – ГТЛК, там всё с этим очень строго. ГТЛК подконтрольна не Минпромторгу, а Минтрансу, там только дай предлог ткнуть в больное. Поэтому постараются не давать повод. Сильно смущает, что двигатель после первого полёта больше не летал и стоит на доработке, однако работа кипит и там. Нет больше возможностей для сдвига сроков вправо, как раньше.

Сильно ли сейчас нужны новые Сухие вообще? Это вопрос престижа, это не менее важно – выпускать больше самолётов. Ну и быть единственными, кто делает их полностью самостоятельно. Раньше это считалось сомнительным достоинством, однако в эпоху санкций и критической зависимости рынков друг от друга о глобализации жалеют очень многие, включая мировых гигантов, которым тоже хотелось иметь всех подрядчиков в шаговой доступности, но это не всегда реально.

Уже многие из экспертов (Окань и Литвинов, в частности) высказались в пользу сомнительности таких заявлений, что они противоречат прогрессу. В пример приводится советский авиапром, как неконкурентоспособный. Скажем так, задачи стояли разные слишком. А отсутствие экономичности в нефтедобывающем государстве позволяло старым советским машинам (доставшимся бесплатно) конкурировать с зарубежными самолётами (с лизингом и поддержанием летной годности в валюте) до конца нулевых. Не вспоминаю по схожему по характеристикам Ту-204. Я не утверждаю, что сейчас это грозит нам. Но отсутствие контроля над данной отраслью привело нас к текущей ситуации.

Насчёт практической необходимости Сухих импортозамещенных – пока что потребность высокая в МС-21. Да и Ту-214 даже больше бы пригодились. На многих интересных направлениях Сухому не хватает дальности. Но отсутствие альтернатив зачастую заставляет летать за тридевять земель самолёту, спроектированному для полётов из Москвы в Белгород и Пензу. Сейчас их востребованность ситуативна, из-за отсутствия альтернатив.

Но это не значит, что самолёт останется без работы. У нас любят субсидировать региональные рейсы, вот там он себя и найдёт. Раскатка новых направлений, полёты на Дальнем Востоке. Да и Ирану такие самолёты будут интересны, с учётом их специфики. Не стоит говорить, что сегмент 100-кресельных машин умер. Просто у всех свои потоки пассажиров. Но ARJ-21 в Китае нашёл свою аудиторию, а там потоки ещё более огромные. Эти самолёты нужны для раскатывания новых направлений и поддержания жизни в не особо востребованных, но социально важных. Да и для небольших авиакомпаний на старте проще набрать сто пассажиров, чем двести. Ну и вахтовики со спортсменами им довольны. В текущем забеге по степени готовности Сухой идёт вровень с МС-21, поэтому остаётся пожелать им обоим удачи.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: