Новости программы импортозамещения по МС-21 за март и первая замена ПД-14

Очень важное событие произошло пару недель назад: на первом серийном МС-21-310 (МС.0012) сделали замену двигателей ПД-14 на такие же. Причина – отлетал с ними два года, тащил основу сертификационных полётов, поэтому возникла необходимость эту пару двигателей разобрать и тщательно изучить. Поэтому все, кто говорят, что МС-21 делают впопыхах, забив на безопасность – лжецы и провокаторы. И да, количество выпущенных ПД-14 растёт, нареканий пока серьёзных не было слышно. 16 марта самолет МС.0012 выполнил трёхчасовой полёт с заменёнными двигателями. В полёте проверялись режимы работы ПД-14 на различных высотах до 11850 м и скоростях от 200 до 850 км/час. Кроме него 10 часов за три полёта намотал другой МС-21 с двигателями ПД-14 – МС.0001.

А ещё хорошая новость в том, что борт МС.0013 начали конвертировать в полноценную версию МС-21-310РУС, в котором отечественными будут не только двигатели, но и прочие системы. Это будет первый полностью импортозамещённый борт из серии. По срокам полного импортозамещения и выпуска – тяжело сказать, это может занять год, как обещают.

До конца апреля 2023 года Иркут должен выпустить финальную версию рабочей конструкторской документации по модификации МС-21-310РУС. После этого пятый лётный экземпляр МС-21 (МС.0012) перелетит из Жуковского в Иркутск для установки импортозамещаемых систем и компонентов. По аналогии с Суперджетом для отработки и сертификации этих систем в ГосНИИАС создан полунатурный стенд «Электронная птица» (см. https://russianplanes.net/reginfo/171969). . После переоборудования, до 15 ноября 2023 года, борт 73055 должен выполнить первый полёт в новом облике. На этом самолёте будут заменены не все импортные системы, а только те, которые к лету 2023 году пройдут все критические испытания и доработки.

Ну и не стоит забывать другого трудягу – борт МС.0003, который, пусть и с зарубежными Праттами, но выполнил в марте целых 15 полётов. Полёты не просто так – за эти полёты была сделана куча операций: протестирована работа отечественных FMS после замены ПО (тоже отечественного), отрабатывались алгоритмы САУ при выполнении полётов по воздушным трассам и маневрирования в районе аэродрома. Кроме того, выполнялись полёты в интересах расширения условий эксплуатации и для оптимизации настроек систем самолёта и двигателя ПД-14.

В марте не летали и стояли на земле – МС.0004 и МС.0006, но и они приносили пользу программе, так как на них проводились наземные испытания нового отечественного оборудования и тестирование аварийного покидания воздушного судна.

Также в марте были два бодрых заявления от шинников из Омска (см. https://tehnoomsk.ru/archives/8256) и Барнаула, которые доложили, что закончили изготовление и тестирование станков по изготовлению шин для опор шасси МС-21.

Росавиация одобрила изменения типовой конструкции ПД-14, заключающегося в применении новых заготовок для изготовления основных деталей компрессора высокого давления и турбины высокого давления.

Так что работа кипит, крупных победа нет, в СМИ нет ничего, кроме бравурных речей, однако результат есть, и он глобален. Поэтому на комментарии, что сроки постоянно сносят, потому что никто ничего не делает – вот ответ. Ну и кто обвиняет Правительство. Они тут точно не причём. Огромное количество специалистов ежедневно и круглосуточно готовят самолёт к серии, остались мелочи, но их очень много. Ради тех же FMS, которых никто не вспоминает, самолёты налетали десятки часов. А ещё кучи компонентов, всё должно быть тщательно протестировано и отработано, чтобы исключить детские болезни, которые нам обещают, так как на кону стоит репутация не только обновлённого авиапрома, но и всей страны.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: