Производство и модернизация танков в России выходят на рекордные для постсоветского периода показатели

Российские предприятия военно-промышленного комплекса активно наращивают объемы производства и модернизации основных боевых танков в 2023 году. Озвученные официально первыми лицами цифры производственного плана на этот год (1500-1600 машин) уже вызвали кипение страстей на специализированных форумах и в комментариях на разных новостных источниках. Вместе с тем, надо понимать, что речь идет не о возвращении к космическим для нынешнего времени объемам советского ВПК (4 завода — суммарно выпускали 2000 и даже более новых танков в 1980-х годах). Если Россия перейдет на такие цифры производства новых машин, то их банально через пару лет будет некуда девать, даже на экспорт. Поэтому в названные 1500-1600 единиц войдут как новые Т-90М (см. материал https://tehnoomsk.ru/archives/7654) и Т-14, так и глубоко модернизированные Т-72Б3М, Т-80БВМ и некоторое количество Т-62 (см. материал https://tehnoomsk.ru/archives/7792). При этом в так называемых «развитых странах Запада» производство новых танков фактически встало в 2000-2010-х годах, и сегодня делаются значительные усилия запустить его заново, чтобы выйти на сборку хотя бы 30-40 танков в год. Давайте кратко разберем сложившуюся ситуацию в российском и мировом танкостроении, чтобы понять, почему мы говорим о «рекордных показателях».

Сегодня производство новых танков в России ведется только на Уралвагонзаводе — в Нижнем Тагиле. По разным данным открытых источников, предприятие может в нынешней ситуации выпускать до 30 машин ежемесячно (то есть более 350 новых танков в год). Глубокой модернизацией Т-72 и Т-80 занимаются всё тот же Уравлвагонзавод и входящий в его состав Омсктрансмаш в Омске. Также в СМИ фигурируют данные о работающих по программе модернизации танков 61-м бронетанковом ремонтном заводе в Ленинградской области и 103-м бронетанковом ремонтном заводе в Чите. Зарубежные же издания сообщают о наличии в России «трех заводов, где модернизируют по 50 танков в месяц» и двух строящихся, на которых будут модернизировать еще по 30 танков на каждом ежемесячно. В общем, ситуация говорит о живой и динамичной отрасли российского танкостроения. А что за рубежом?

Тут начинается самое интересное. Текущие производственные мощности танкостроения в мире можно разбить по двум группам: «производят» и «когда-то производили, теперь только ремонтируют». В первой находятся (кроме нашей страны): Китай, Северная Корея, Южная Корея, Германия, Турция, Индия, Иран, Израиль, Япония. В связи с тем, что основной боевой танк с каждой новой моделью становится всё более совершенной и дорогой машиной, то в 2023 году цифры серийного производства уже измеряются не сотнями, а десятками. Новые танки в перечисленных странах производят в зависимости от необходимости в количествах от 3 до 10 единиц в месяц (не учитываем категорию легких танков). Особняком стоит США, где пока занимаются глубокой модернизацией своих ранее выпущенных «Абрамсов», но могут при необходимости выпускать на своем единственном заводе до 10 новых машин ежемесячно. Ко второй категории относятся Франция, Италия, Великобритания, Польша и Украина. Причем Франция и Великобритания хотели бы возродить производство, но пока говорят о планах и ремонтируют ранее выпущенные машины (для возобновления серийного производства по оценке специалистов западных СМИ там необходимо от 3 до 5 лет).

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: