Много новостей российской авиации: 100 самолетов Мишустина, камера сгорания ВК-800СМ, старт производства Ту-214, авионика для ТВС и замена опор на А-330

Сегодня хочу обсудить отчёт Михаила Мишустина перед Госдумой о текущем статусе программ авиастроения, полёты с ПД-8, успешное испытание камеры сгорания для ВК-800СМ, отечественную авионику для ТВС-2МС, а также первую самостоятельную замену опор на А-330 Аэрофлотом.

Зачастую неоднозначные высказывания наших первых лиц тащит себе на знамёна отечественная (и уже нет) демшиза. Сегодня шороху наделало высказывание Мишустина о том, что с 2026 года Россия будет выпускать более 100 самолётов в год. Высказывание абсолютно нейтральное, однако его уже переврали в два новых, не имеющих под собой обоснований, в результате получилось следующее: «Только с 2026 года Россия будет выпускать не более ста самолётов в год». Заметьте: фраза почти не изменилась структурно, но полностью поменялась семантически. Согласно программе восстановления авиапрома, действительно, в 2022 году планировалось сдать 18 самолётов, в 2023 году – 20, в 2024 – 20, в 2025 – 102, а в 2026 – 136. Где-то произошло нарушение, сдвиг сроков или чего ещё? Никто не говорил, что выпуск перенесли на 2026 год, до этого все будут сидеть сложа руки.

Авиапром постоянно подкидывает нам события. Сегодня на целую статью – ПД-8 скоро собираются ставить на Сухой, производство Ту-214 стартовало, авионику на ТВС импортозаместили, по ВК-800СМ забрезжил свет в конце туннеля. Но это всё, видимо, никому не интересно. Вопрос, когда задают чаще всего в пабликах Телеграма: «Ну, сколько уже в этом году выпустили? Нисколько? Значит и к 2030 году ни одного не будет, сплошной обман и распил, дайте мне порулить, у меня получится (Более запущенный вариант – нужно менять президента на одного из иноагентов и распускать всех депутатов за ненадобностью, так как можно взять аутсорс в США)».

Откинем истерику. Теперь, можно и покритиковать высказывание. По программам Сухих и МС-21 у меня нет сомнений. В принципе, Ту-214 будет выполнена минимум на 30%. Это всё всего лишь 40% от запланированной программы. Проблема в том, что остальные 60% — Ил-114 (7%), Ил-96-300 (1%), ТВРС-44 Ладога (14%), Л-410 – (18%), ЛМС-901 Байкал – (15%), Ту-214 (7%). А вот теперь вопрос – справятся ли остальные производства с остальными машинами. Как видим, уже программа пошла кривовато. Виной тому – Л-410, которые должны были массово производиться и поставляться с прошлого года. Однако, только отрапортовали о камере сгорания, впереди весь газогенератор, потом испытания на стенде, потом двигатель, потом на Л-410, потом на «Байкале». Вот это огромное количество операций способно в будущем повлиять на сроки по самолётам, которые в программе занимают треть (Байкал+Л-410= 33% от программы).

С ТВРС-44 «Ладога» тоже вопросов достаточно – непонятно, что с двигателем, в этом году обещают первый экземпляр, когда Самара будет готова что-то производить. Тоже куча вопросов. По Ил-114-300 уже всё понятно, что с ним будет много проблем. Поэтому не считайте меня ура-патриотом, но из-за малышей программа съедет. Будет ли это провалом? Если выпустят запланированные Сухие и МСы, а ТВРС хотя бы на треть – это будет отлично. В сумме это менее половины программы, но это текущий минимум. А вообще, не советую приравнивать малышей к МСам. Потребность в самолётах разная. Без «Байкалов» и «Элок» жить можно.


Теперь интересное заявление – Мишустин заявил, что Сухой с ПД-8 полетит в течение трёх месяцев. После такого заявления, думаю, что поседел Кирилл Кузнецов, да и куча народу из ОДК. Пока что ПД-8 летал один раз на Ил-76ЛЛ, сейчас дорабатывается и ждёт САУ, потом ещё полетает, а осенью по плану должен встать на 97003. А к полётам готовится 97001 – первый лётный экземпляр с отечественной начинкой, но пока что с прежними движками Sam146. Ставить ПД-8 пока рановато – он действительно сырой. Поэтому эта фраза оказалась для меня непонятной. Либо он имел ввиду, что в небо взлетит первый экземпляр, либо что в течение трёх месяцев снова полетит на Ил-76, либо, как вариант, что выполнит лётные сертификационные испытания на лаборатории.

Опытный российский авиадвигатель ПД-8 на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ

Автономная установка камеры сгорания, изготовленная УЗГА в работы по созданию турбовинтового двигателя ВК-800СМ в период с 15 января по 17 марта 2023 года успешно прошла испытания на стенде ЦИАМ. На первом этапе получены данные по полноте сгорания, плавности запуска и неравномерности поля температур потока газа в окружном и радиальном направлении на стационарных режимах работы. Полученные результаты подтверждают правильность расчетов, выполненных специалистами УЗГА, и доказывают правильность, заложенных технических решений в конструкцию камеры сгорания. На втором этапе проводились испытания по проверке розжига камеры сгорания на всех высотах эксплуатации с определением границ розжига.

Полученные на данный момент результаты испытаний превзошли ожидания, в частности, достигнуто серьёзное превышение высотности запуска относительно технического задания. Подтверждён надёжный розжиг камеры сгорания на высотах до 8 км. Во время испытаний газогенератора на стенде УЗГА были выполнены более 100 запусков с проверкой розжига от одной свечи и пониженным напряжением сети. Все они прошли успешно.

На шаг ближе к двигателю. В дальнейшем намечено проведение испытаний автономной установки центробежного компрессора. Испытания позволят подтвердить расчётные параметры компрессора, в том числе расход воздуха, степень повышения давления, КПД, запасы газодинамической устойчивости. Успешное прохождение этого этапа испытаний станет залогом выполнения основных данных, заданных техническим заданием на двигатель.

Потом будут стендовые испытания газогенератора, после чего мы увидим двигатель, тоже на стенде. УЗГА грозится уже летом представить двигатель. Я думал, что до конца октября, но на это отказался спорить на коньяк, веры УЗГА нету. Ребята хорошие, но сроки уж очень нереалистичные.

Макет российского авиадвигателя ВК-800С

Казанский авиазавод приступил к серийному производству пассажирской версии среднемагистрального лайнера Ту-214. При его сборке применяют детали и агрегаты исключительно отечественного производства. Для этого на предприятии пришлось провести глубокую модернизацию – реконструировать штамповочный цех, обновить инженерное оборудование и летно-испытательный комплекс.

Произошло это очень тихо, 6 марта, был небольшой репортаж на канале «Вести. Татарстан». Ну, начали и начали вроде бы. Однако, сколько копий тут сломали в обсуждениях этого несчастного Ту-214 – не пересчитать. По программе уже в этом году должны сдать три самолёта. Посмотрим, есть вероятность, что не сдадут. 64535 – для Минпромторга, а 64536/537 для ЮВТ-Аэро. Куда они полетят на них? Да вариантов – масса. Могут в Турцию, могут на Гоа, могут в Дубай. Могут чартеры в Тай замутить из Новосибирска. Кто говорит, что ЮВТ на них полетит из Казани? Так-то у Оренэйра были топоры, но они не летали на них в Оренбург, так же, как и ИрАэро, не базировали свои топоры в Иркутске.

Ту-214 для СЛО «Россия», построенный на Казанском авиазаводе

Самолёт ТВС-2МС полностью оснастили отечественной авионикой. На самолёте установлены современные умные многофункциональные индикаторы, самолётный ответчик СО-2010, вычислители пилотажно-навигационных параметров ВПНП-1М со встроенными инерциальными датчиками и вычислителем системы воздушных сигналов, магнитометр ЦДМК-1, устройство преобразования и сопряжения. Также на борт самолёта планируется устанавливать отечественные спутниковые антенны АС-005, разработанные «Навигатором» в рамках работ по импортозамещению.

Всё бы ничего. Но для него нет двигателя. УЗГА не отдаст ВК-800СМ от Байкала, а возить ТР331 из США так просто уже не выйдет. Да и за базу брались старые планеры, что тоже нездорово.

Вообще, здесь согласен с читателями, что для самолёта такого класса нужен хороший и надёжный поршневой двигатель. С эксплуатацией будет меньше проблем, да и приёмистость всё же нужна получше. Не являюсь фанатом ТВСа, но он хотя бы гоняет на регулярке, пусть и весь из импортных комплектующих. Пусть Сухому за это миллион раз досталось, а про ВСЕ и никто не вспоминает.

Пассажирский самолет ТВС-2МС

«Аэрофлот Техникс» выполнил замену стоек шасси на трех широкофюзеляжных самолетах A-330. Данная процедура выполнена впервые на территории РФ. Замена стоек шасси выполняется на A330 раз в 10 лет или каждые 20 тысяч летных циклов. Работы выполнены за два месяца на трех самолетах перевозчика. На каждом ВС осуществлена замена всех стоек: носовой и двух основных. Работы были выполнены в строгом соответствии с руководством по технической эксплуатации воздушного судна.

Аэрофлот Техникс – бывший А-Техникс, куда скинули спецов из ДТО. Ну, пусть занимаются. Просто это к вопросу, что пока всё же придётся летать на том, что есть. Хуже или лучше от этого не будет. Но замещаться всё будет постепенно.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: