Из авиации в агросферу: Российская марка сельхозтехники «Туман»

Когда говорят об отечественном сельхозмашиностроении, то, как правило, работающие сегодня в этой сфере производители имеют в основе какой-нибудь завод, построенный во времена СССР. Но есть в этом правиле и исключения, когда предприятие создано «с нуля» уже в постсоветский период, да еще и инициативными частными лицами, да еще и не связанными изначально с агромашиностроением. Яркий пример такого удачного проекта, прорвавшегося через все преграды и ставшего серьезным разработчиком и производителем конкурентоспособной техники для АПК – предприятие из Самарской области «Пегас-Агро». Оно появилось как «побочный проект» группы местных молодых авиаконструкторов, увлекавшихся проектированием самолетов сверхлегкой авиации и параллельно оказывавших сельхозпредприятиям услуги химобработки полей с использованием этих самых самолетов.

Так, примерно в районе 2000 года, они занялись разработкой наземных сельхозмашин, представив в 2001 году свой первый продукт, постепенно завоевавший популярность у фермеров и небольших хозяйств своими уникальными характеристиками по проходимости, высокой ремонтопригодностью (основные комплектующие были российскими) и приятной ценой, — самоходный опрыскиватель «Туман-1». Машина оказалась вне конкуренции, ее постепенно дорабатывали, и даже в 2023 году уже в модернизированной версии «Туман-1М» она продолжает серийно выпускаться на собственных мощностях «Пегас-Агро». Аграрии полюбили самарский «Туман» также за то, что он может работать не только как опрыскиватель, но и разбрасыватель минеральных удобрений или вентиляторный опрыскиватель. Машина кстати может выходить в поле раньше любого трактора (используются специальные шины низкого давления), на предпосевных обработках и обработках полей в ранних фазах роста «Туман-1М» заменяет до 3 тракторов с прицепными опрыскивателями. Стоит упомянуть и экономичность – расход бензина всего 0,25 литров на гектар (используется обычный серийный мотор ВАЗ-2123 и 5-ступенчатая МКПП к нему).

Туман-1М
Туман-2М

В 2008 году, когда уже было очевидно, что на русскую агротехнику спрос будет расти, появился «Туман-2». Он получил еще более богатый функционал – внесение минеральных удобрений и средств защиты растений от почвенного гербицида до десикации (кроме десикации подсолнечника). В 2010 году «Пегас-Агро» стала официально зарегистрированным производителем в своем родном регионе. В это время в России обозначился стабильный приток государственного субсидирования в область сельского хозяйства, но на рынке агротехники начали активно продвигаться ведущие зарубежные компании данного направления, которые чаще всего нечестным путем, используя инструменты лоббирования и огромные собственные ресурсы, ставили задачу «отжать» перспективную площадку в нашей стране для дальнейшего доминирования своих разработок. Из высоких кабинетов звучали речи о «глобализации», ВТО, «России как части мировой экономики» и прочий либеральный бред, мешавший подъему и внедрению своих разработок. Преклонение перед Западом в чиновничьей среде и среди многих владельцев предприятий АПК достигло апогея. Но уже буквально через 3-4 года начался период «санкций», что стало началом периода возрождения российского машиностроения. Все эти непростые годы в «Пегас-Агро» работали, выстраивали продажи, сервис, улучшали свою технику, модернизировали производство.

Туман-3

«Туман-1» заменила модель «Туман-1М», а «Туман-2» соответственно «Туман-2М». А в 2019 году появился более крупный «Туман-3», рассчитанный уже на конкуренцию с теми самыми западными «модными» аналогами, которые так долго доминировали в крупных хозяйствах. Машина продолжила линию первых «туманов» в части удобства обслуживания и эксплуатации, получив при этом новую кабину, более мощный турбодизель с МКПП «ГАЗели Некст», а также бортовые системы контроля и вождения собственной разработки. «Туман-3» может работать круглосуточно, проходимость на шинах низкого давления высокая (давление на грунт составляет 0,4-0,8 кг/кв.см). Интересно, что рабочая скорость машины на поле достигает 35 км/ч. Не будем углубляться в характеристики, это не рекламный материал, и все желающие могут найти их в свободном доступе, главное – появились свои машины, которые нисколько не хуже лучших иностранных аналогов.

В самом конце 2022 года на «Пегас-Агро» в Самарской области ввели в строй новые производственные площади, что позволяет увеличить выпуск машин «Туман» всех трех моделей до 2500 (!) единиц в год (до этого завод производил до 1000 машин ежегодно). Складывающаяся ситуация для сельского хозяйства в России на начало 2023 года выглядит благоприятной: государство поддерживает закупку аграриями теперь уже русской техники, да и своих производителей наконец-то стали воспринимать всерьез. История авиаконструкторов, ушедших 20 лет назад с головой в сельхозмашиностроение, получается вполне позитивной. Пусть она послужит мотивации тех, кто сегодня присматривает ниши на рынке, откуда давно пора выкинуть иностранную технику.

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: