Про первого эксплуатанта ТВРС-44, сельхозвертолёт на базе Ка-226Т и белорусский интерес к Суперджету и МС-21

На недавно прошедшем Красноярском экономическом форуме Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) и авиакомпания «Красавиа» подписали соглашение о намерениях на поставку в 2026-2030 годах 20 новых турбовинтовых региональных самолетов ТВРС-44 «Ладога» в конвертируемой грузопассажирской компоновке. Договор поставки воздушных судов, включающий график передачи самолетов заказчику, их стоимость и другие значимые условия сделки, стороны рассчитывают заключить не позднее июня 2024 года.

Но не стоит думать, что данный документ никого ни к чему не обязывает. Он зафиксировал Красавиа первым заказчиком, а также оговаривает сроки заключения договора поставки. Самолёт ещё не поднимался в воздух, да и существует пока только в виде частичного макета. Но УЗГА планирует его запустить в серию и сертифицировать к 2026 году. Двигатель, скрепя сердце, сертифицировали для Ил-114. Можно, с кучей условностей, сказать, что двигатель для самолёта есть.

Сам планер продули в ЦАГИ, теперь необходимо попробовать это всё соединить. В январе 2023 года стало известно, что на базе комплекса «Дубна» в ЦАГИ завершились цикл испытаний на аварийное приводнение и серия катапультных испытаний динамически подобной модели самолета «Ладога», которые состоялись из более чем 100 пусков при разных начальных параметрах.

Внешний вид перспективного российского турбовинтового пассажирского самолета ТВРС-44 «Ладога»

Летом 2 первых двигателя для первого самолёта поставят УЗГА, а ближе к концу года в арсенал УЗГА поступит ещё 2. Но лётные испытания начнутся не раньше следующего года. В 2025 году, как было запланировано в июньской программе поставок, должны начаться поставки. Очень сомневаюсь, на мой взгляд, именно 2026 год и будет наиболее реальным из оптимистичных расчётов.

Хотелось бы ещё и отчётов о техническом продвижении в производстве. И разработке. Но УЗГА вообще не балует новостями. Тут проскочила информация, что пока что в ВК-800С нет особого продвижения. 3 года заняли НИОКР, а двигателя нет. Хотя на «Байкалы» с этими двигателями уже подписали целый договор с «Авророй».

Вообще, ТВРС-44 более нужен в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Если на слабые направления, где приемлемое качество ВПП, может выполнять рейсы Ил-114-300, то на распутицу и влажный грунт нужен уже высокоплан. Вообще, хотя с ТВРС-44 проблем много, но он двигается, в отличие от Ил-114, который регулярно пинают, но пока толку с того нет.

Модернизированный вариант вертолета Ка-226Т во время испытаний, конец 2021 года

Обновлённый лёгкий вертолёт Ка-226Т станет основной винтокрылой машиной для сельского хозяйства РФ. Соглашение о создании такой модернизированной версии воздушного судна подписали «Вертолёты России» и альянс «Аэрохимфлот». Первые поставки новой модификации Ка-226Т заказчикам запланированы на 2025 год.

Если учесть стоимость таких поделок, то позволить их смогут только крупнейшие хозяйства. Про массовость говорить и не приходится. Поэтому скептически отношусь к этой идее. Заказчики платежеспособные находятся только в Краснодарском крае. Хотя химия нужна везде. Тут и Южный Урал подтянется, тоже может быть. Говорят про 80 вертолётов во второй половине двадцатых. Без помощи от государства точно не обойдётся.

Сейчас пока что работы выполняются в основном на незаменимых Ан-2. Вертолёт будет намного эффективнее – не нужен аэродром, возможность ювелирно работать над полем позволит экономить химикаты. А без использования химии эффективность сельского хозяйства будет намного ниже необходимой. Поэтому хотелось бы видеть эти 80 машин, их необходимость даже не оговаривается, но вопрос денег всё же не лишён смысла.

Серийный пассажирский самолет «Сухой Суперджет 100» в фирменных цветах российской авиакомпании «Ред Вингз»

С 2021 года Белоруссия испытывает те же проблемы с поддержанием лётной годности воздушных судов, что и РФ. А с учётом большой любви «Белавиа» к Боингам, они умудрились попасть ещё и в SDN-листы. Поэтому вопрос обновления парка для Белавиа весьма актуален. Министр транспорта Белоруссии сообщил о наличии предварительных договорённостей по «Сухим Суперджетам». А по МС-21 пока Белавиа находится в режиме ожидания.

Вообще, для существования Белоруссии авиация не является чем-то особо необходимым – страна небольшая. Авиация нужна для активных связей с другими государствами. А Сухих Суперджетов хватит только для полётов в РФ, с учётом имеющихся ограничений и закрытых пространств. МС-21 уже позволит связать страну с Эмиратами, Турцией и Египтом, что будет полезно для обычных белорусов. С учётом связей с КНР им бы ещё не помешали бы Ту-214.

Естественно, хотелось бы, чтобы поставки шли не в ущерб нашим авиакомпаниям. Пока в России нет острого дефицита, но это не значит, что его не будет до 2030 года. Самолёты нужны отечественным авиакомпаниям в первую очередь. Да и очередь будет расти по мере старта серийного производства. К стартовым заказчикам добавятся и авиакомпании-скептики. Думаю, что к зарубежным желающим добавятся и Иран, и Куба, отношения с которыми развиваются на протяжении последних лет.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: