Про первого эксплуатанта ТВРС-44, сельхозвертолёт на базе Ка-226Т и белорусский интерес к Суперджету и МС-21
На недавно прошедшем Красноярском экономическом форуме Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) и авиакомпания «Красавиа» подписали соглашение о намерениях на поставку в 2026-2030 годах 20 новых турбовинтовых региональных самолетов ТВРС-44 «Ладога» в конвертируемой грузопассажирской компоновке. Договор поставки воздушных судов, включающий график передачи самолетов заказчику, их стоимость и другие значимые условия сделки, стороны рассчитывают заключить не позднее июня 2024 года.
Но не стоит думать, что данный документ никого ни к чему не обязывает. Он зафиксировал Красавиа первым заказчиком, а также оговаривает сроки заключения договора поставки. Самолёт ещё не поднимался в воздух, да и существует пока только в виде частичного макета. Но УЗГА планирует его запустить в серию и сертифицировать к 2026 году. Двигатель, скрепя сердце, сертифицировали для Ил-114. Можно, с кучей условностей, сказать, что двигатель для самолёта есть.
Сам планер продули в ЦАГИ, теперь необходимо попробовать это всё соединить. В январе 2023 года стало известно, что на базе комплекса «Дубна» в ЦАГИ завершились цикл испытаний на аварийное приводнение и серия катапультных испытаний динамически подобной модели самолета «Ладога», которые состоялись из более чем 100 пусков при разных начальных параметрах.
Летом 2 первых двигателя для первого самолёта поставят УЗГА, а ближе к концу года в арсенал УЗГА поступит ещё 2. Но лётные испытания начнутся не раньше следующего года. В 2025 году, как было запланировано в июньской программе поставок, должны начаться поставки. Очень сомневаюсь, на мой взгляд, именно 2026 год и будет наиболее реальным из оптимистичных расчётов.
Хотелось бы ещё и отчётов о техническом продвижении в производстве. И разработке. Но УЗГА вообще не балует новостями. Тут проскочила информация, что пока что в ВК-800С нет особого продвижения. 3 года заняли НИОКР, а двигателя нет. Хотя на «Байкалы» с этими двигателями уже подписали целый договор с «Авророй».
Вообще, ТВРС-44 более нужен в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Если на слабые направления, где приемлемое качество ВПП, может выполнять рейсы Ил-114-300, то на распутицу и влажный грунт нужен уже высокоплан. Вообще, хотя с ТВРС-44 проблем много, но он двигается, в отличие от Ил-114, который регулярно пинают, но пока толку с того нет.
Обновлённый лёгкий вертолёт Ка-226Т станет основной винтокрылой машиной для сельского хозяйства РФ. Соглашение о создании такой модернизированной версии воздушного судна подписали «Вертолёты России» и альянс «Аэрохимфлот». Первые поставки новой модификации Ка-226Т заказчикам запланированы на 2025 год.
Если учесть стоимость таких поделок, то позволить их смогут только крупнейшие хозяйства. Про массовость говорить и не приходится. Поэтому скептически отношусь к этой идее. Заказчики платежеспособные находятся только в Краснодарском крае. Хотя химия нужна везде. Тут и Южный Урал подтянется, тоже может быть. Говорят про 80 вертолётов во второй половине двадцатых. Без помощи от государства точно не обойдётся.
Сейчас пока что работы выполняются в основном на незаменимых Ан-2. Вертолёт будет намного эффективнее – не нужен аэродром, возможность ювелирно работать над полем позволит экономить химикаты. А без использования химии эффективность сельского хозяйства будет намного ниже необходимой. Поэтому хотелось бы видеть эти 80 машин, их необходимость даже не оговаривается, но вопрос денег всё же не лишён смысла.
С 2021 года Белоруссия испытывает те же проблемы с поддержанием лётной годности воздушных судов, что и РФ. А с учётом большой любви «Белавиа» к Боингам, они умудрились попасть ещё и в SDN-листы. Поэтому вопрос обновления парка для Белавиа весьма актуален. Министр транспорта Белоруссии сообщил о наличии предварительных договорённостей по «Сухим Суперджетам». А по МС-21 пока Белавиа находится в режиме ожидания.
Вообще, для существования Белоруссии авиация не является чем-то особо необходимым – страна небольшая. Авиация нужна для активных связей с другими государствами. А Сухих Суперджетов хватит только для полётов в РФ, с учётом имеющихся ограничений и закрытых пространств. МС-21 уже позволит связать страну с Эмиратами, Турцией и Египтом, что будет полезно для обычных белорусов. С учётом связей с КНР им бы ещё не помешали бы Ту-214.
Естественно, хотелось бы, чтобы поставки шли не в ущерб нашим авиакомпаниям. Пока в России нет острого дефицита, но это не значит, что его не будет до 2030 года. Самолёты нужны отечественным авиакомпаниям в первую очередь. Да и очередь будет расти по мере старта серийного производства. К стартовым заказчикам добавятся и авиакомпании-скептики. Думаю, что к зарубежным желающим добавятся и Иран, и Куба, отношения с которыми развиваются на протяжении последних лет.
Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.
Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert