Когда, кому и за сколько пойдут новые Суперджеты и Байкалы

Правительство России утвердило запуск инвестпроектов с использованием средств ФНБ по поставке воздушных судов авиакомпании «Аврора», а также по обновлению вертолетного парка российских перевозчиков. Базовым исполнителем проекта назначена ГТЛК при поддержке ее акционера Минтранса РФ.

Это к вопросу о предоставлении средств. Государство из ФНБ переместило в свой же карман в Минтрансе в виде счетов ГТЛК, с которыми рассчитается с принадлежащей ему же ОАК. Так что 94 миллиарда рублей первые из нескольких триллионов составят основу первого пула заказов, за которые недавно была выволочка Мантурову. Заводы тоже можно понять – у самого завода план есть, благодаря программе, которую утвердило Правительство. Но дальше уже пошли нюансы, кому сколько и куда. Затарить склады комплектующими на полгода, как в Советском Союзе не получится. Смежники требуют контрактов на поставку компонентов, а их невозможно заключить, пока нет понимания, откуда и в каком объёме поступит финансирование.

Условный завод не может купить впрок двигатели у ОДК, да вообще ничего купить не может – нет денег. Вот сейчас есть контракт – можно теперь подписываться. При том и так берут с запасом. Вот «Авроре» акцептовали 8 Суперджетов, «Иркут» подписывается на 10-12 комплектов. Так и получим непрерывность производства. Собственно, пока денег не было – работали по старым предзаказам и предоплатам, но в текущем разрыве, который произошёл из-за перестройки производства, денег не хватало.

Тем не менее, это не значит, что все сидели и ждали. Многие компоненты ОАК делает самостоятельно, поэтому процесс идёт. Чуть дальше расскажу о текущих промежуточных результатах. А пока скажу, что «Ил» не подписал спецификации по Ил-114-300, поэтому на данный тип средства не акцептовали (а там, на минутку, 19 самолётов хотели), а остальное достанется в полном объёме. 39 воздушных судов – 8 импортозамещённых Суперджетов, 10 ЛМС-901 Байкал, 10 вертолетов Ми-171А2 и 11 вертолетов Ми-171А3. Передача авиатехники запланирована на 2024-2026 гг., на эти цели будет выделено 49,6 млрд руб. из средств ФНБ, еще 5,5 млрд ГТЛК рассчитывает привлечь с рынка.

Опытный экземпляр ЛМС-901 «Байкал» на испытаниях, 2022 год.

Вообще схема по «Сухим» следующая:

  • Сейчас заключили контракт и перевели 9,4 миллиардов рублей авансом за 4 Сухих;
  • В ноябре будет ещё предоплата в размере 9,4 миллиарда рублей за ещё 4 Сухих;
  • В ноябре 2024 г. ожидается приёмка 4 Сухих (если сорвут получат штраф, а с деньгами и так не так чтобы отлично);
  • В декабре 2024 г. ГТЛК передаёт 4 Сухих Авроре в лизинг;
  • В ноябре 2025 г. ожидается приёмка ещё 4 Сухих, а в декабре 2025 г. передача Авроре в лизинг.

Далее «Байкалы»:

  • В октябре 2023 года ГТЛК переводит 827,5 миллионов авансирования за 5 Байкалов, которые примет в октябре 2025 г. и доплатит ещё 551,5 миллион, а до декабря передаст в лизинг Авроре;
  • В октябре 2024 года ГТЛК переводит 861 миллион авансирования за 5 Байкалов, которые примет в октябре 2026 г. и доплатит ещё 574 миллиона, а до декабря передаст в лизинг Авроре;

Остальное касается вертушек, там примерно всё так же. Так что уже можно ответить не только на вопрос «когда», но и на вопрос «кому». Ясности в вопросе становится всё больше. Как я и говорил, что Сухие и МС-21 точно доведут до ума – вопрос престижа.

А вот с Ил-114 происходит полная беда. Недавняя очередная смена руководства на «Иле», возможно, следствие этого. И никаких комментариев нет. Это, кстати, к вопросу о том, что было бы, если бы Ту-334 запустили в серию. Старые КБ не потянут интенсивность в режиме ошпаренной кошки, с которой в прошлом году пришлось столкнуться всем. Если в «Иркуте» круглые сутки работают не только работники, но и администрация, то в «Иле», видимо, нет желания воплощать в жизнь свой же самолёт.

Опытный экземпляр Ил-114-300 на испытаниях, 2020 год.

Теперь можно оценить стоимость одного ЛМС-901 «Байкал». Всего 10 Байкалов обойдутся в 2,8 миллиардов рублей, значит, одна штука – 280 миллионов. Хотя на Максе-2021 он стоил 120, но то с буржуйским Н80. Сейчас вроде бы с ВК-800 обещают 140, а для Авроры за двойную цену – там Сухоребрик нарисовал кучу хотелок, включая метеолокаторы и другую начинку. В общем, за 140 миллионов будет только планер с двигателем и минимальным оборудованием. Кстати, не все 2,8 миллиардов ГТЛК изымет из ФНБ, а только 1,6. А ещё миллиард на Байкалы будут занимать в банках под 11%. Кто-то заработает на этом. Как правило, это ВТБ, который в такие дела активно вписывается.

Частник за 280 миллионов Байкал не возьмёт, даже в кредит без первого взноса и процентов. Судите сами, 280 миллионов на 10 лет окупаемости – это 28 миллионов в год должен зарабатывать сам самолёт. Или 2,33 миллиона в месяц. Если такой самолёт в день будет совершать даже 4 смычка, перевозя суммарно 36 пассажиров в день или 1080 пассажиров в месяц, то в цене каждого билета будут сидеть больше 2 тысяч рублей только кредита за самолёт, не считая аэропорты, экипаж, обслуживание, АНО, оплату административного состава, страховки а также гешефт, ради которого это всё должно затеваться. Очень уж невыгодно получается. Но если регион платит, чтобы население этим обеспечить, то почему нет. А через десять лет можно будет продать частникам по остаточной стоимости.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: