Последний ленинградский: Объект 299 и его краткая история

В отечественном танкостроении время от времени появляются революционные проекты, которые не воплощаются в металле или не доводятся до выпуска хотя бы опытной партии. Как правило, рождение таких проектов связано накоплением идей и технических решений, которые при грамотном соединении в одной конструкции позволяют открыть новую страницу истории бронетехники. Эпохой такого неслучившегося прорыва в танках можно смело называть конец 1980-начало 1990-х годов, когда разработки буквально выдали разом все конструкторские бюро ведущих заводов рушившейся большой страны: Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения ленинградского Кировского завода, омское Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ), харьковское КБМ и нижнетагильское УКБТМ. Сегодня расскажем о ленинградском проекте «Объект 299» и предложенном на его базе семействе боевых машин, опередившем историю с платформой «Армата» на почти 30 лет.

Конец 1980-х годов стал пиком развития инженерно-конструкторской мысли в военно-промышленном комплексе СССР. Поэтому проекты новых танков были по-настоящему революционными. Кировский завод в это время занимался работами по дальнейшему развитию танка Т-80 с газотурбинным двигателем и разработал «объект 292» — новое боевое отделение с 152-мм пушкой ЛП-83 на шасси серийной «восьмидесятки». Машину довели до испытаний, в том числе со стрельбами на полигоне, которые прошли успешно как раз к 1991 году, когда страна погрузилась в многолетний беспросветный хаос, и военным стало не до каких-либо инноваций. Опытный «объект 292» сохранился в музее в Кубинке, куда он попал уже в 2007 году.

Объект 292: 152-мм пушка на шасси Т-80БВ

Но в недрах КБ рождалась еще более серьезная машина, появление которой можно было ожидать в конце 1990-х годов (при сохранении советской системы) – «объект 299». Если в «292-м» продолжали линию Т-80, используя его габариты и базу, то для перспективной машины с индексом «299» решили создать новую платформу. Это увеличивало сроки разработки, но и на выходе давало полноценный танк нового поколения.

Ленинградцы видели в своем новом проекте 50-тонную машину с экипажем из 2 человек и высокой степенью автоматизации. Двигатель размещался в передней части танка, за ним шла бронированная капсула экипажа. Необычно для СССР, но такая компоновка уже была реализована на израильской «Меркаве». А вот с вооружением решили поступить радикально – избавиться от классической башни. Большую 152-мм пушку разместили на полноповоротной герметизированной платформе с поворотной камерой заряжания.

Объект 299

Компоновка размещения боекомплекта была также оригинальной: на поворотном столе механизма заряжания в виде двух кольцевых симметричных рядов вертикальных кассет внутреннего и внешнего кольцевого ряда. Для того, чтобы снаряд поступил в камору ствола использовался рычажный механизм. Одновременное желание внедрить большую пушку, сохранить большой боекомплект и уложиться в скромные габариты привело к идее нового телескопического трансформируемого выстрела, длина которого уменьшалась с 1,8 до 1,2 метра. Так конструкторы вышли на цифру в 40 выстрелов. Разумеется, на необитаемой башне нашлось место для двух РЛС комплекса активной защиты и непосредственно его боеприпасов.

Объект 299

С точки зрения безопасности пришлось очень серьезно проработать капсулу экипажа – бронирование ее составляло около 250 мм, верхняя часть с динамической защитой – до 800 мм, люки – 300 мм. Расчеты бронирования танка в целом показывали, что оно должно находиться на уровне стальной брони средней твердости по БПС – 1100 мм, а по КС – 1400 мм.

Объект 299, концептуальный вид автоматизированного места работы экипажа (бронекапсула), рисунок 1980-х гг.

Использовать в качестве силового агрегата газотурбинный двигатель было решено сразу. Уже готовился к серийному выпуску следующий за 1250-сильным ГТД-1250 двигатель ГТД-1500. Танк Т-80 с опытным 1500-сильным ГТД гоняли под Ленинградом, между делом установив рекорд движения по шоссе – 100 км/ч. Для «объекта 299» предполагалось использовать еще более мощный 1800-сильный газотурбинный двигатель. Это давало возможность 50-тонной машине летать по шоссе со скоростью до 95 км/ч и по дорогам без асфальта до 60 км/ч. Кстати, шасси нового танка начали прорабатывать – остался один из снимков изготовленного его прототипа.

Прототип шасси «объекта 299»

Касаясь темы элементов управления «ленинградского танка будущего», разработчики планировали оснастить его передовыми микропроцессорными системами, элементами «искусственного интеллекта» и технического зрения. Всё это требовало большого и серьезного вовлечения всех предприятий радиоэлектронной промышленности, но на тот период (не забудем про наличие большого числа специалистов в ВПК, пиковое за всю его историю, в конце 1980-х годов) неразрешимым или избыточно сложным не выглядело. Концепт «объекта 299» позволял выйти на создание самого мощного отечественного танка прорыва, который мог спокойно пойти в серию даже в 2000-х или в 2010-х годах, обеспечив нашей стране серьезное технологическое лидерство в разработке боевых машин.

В заключение добавим, что после распада СССР разработчики «объекта 299» неоднократно пытались спасти проект, предлагали семейство машин на его базе (как у нынешней «Арматы», в том числе с тяжелой БМП, САУ, БРЭМ и комплекса машин для инженерного обеспечения и сопровождения — все на едином шасси).

Но история распорядилась не в пользу инженеров из северной столицы: уже в 2000-х годах в России практически все разработки танков оказались сосредоточены на Уралвагонзаводе, который успешно поглотил еще один центр разработки и производства – на Омсктрансмаше. В районе 2009-2011 годов нижнетагильцы попытались продвинуть свой проект Т-95 («объект 195» — см. наш материал https://tehnoomsk.ru/archives/2714), также начатый в конце 1980-х годов, но неудачно. Ну а дальше уже была всем известная платформа «Армата».

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: