Серийный Т-90М как промежуточное звено перед внедрением Т-14

В 2022 году Уралвагонзавод нарастил серийное производство нового основного боевого танка Т-90М «Прорыв», поставив не менее 3 крупных партий этих машин в части Российской армии, задействованные в специальной военной операции. По различным данным, которые можно обнаружить в открытом доступе в интернет-источниках, весной 2022 года на вооружении состояло около 100 Т-90М, а до конца того же года армия получила как минимум столько же новых танков этой модели (встречаются даже цифра «около 200» поставленных в течение 2022 года). Так или иначе, новая версия «девяностого» в войска поставляется, и становится в некоторых частях основным боевым танком.

Серийное производство танка следующего поколения Т-14 «Армата» пока больше напоминает историю с истребителем пятого поколения – небольшие объемы, высокая стоимость, необходимое время на обучение и внедрение в войсках. Это не значит, что Т-14 не будет на передовой, но пока его в бой отправляли только блогеры. Вернемся к более дешевому Т-90М «Прорыв».

Если продолжать аналогию с военной авиацией, то новый «девяностый» занял нишу Су-35С. Военные получили танк, который на порядок мощнее постоянно приходящих в войска по программе модернизации Т-72Б3 и Т-80БВМ, но при этом использующий давно освоенную базу машин предыдущего поколения. Сразу стоит заметить, что самая первая версия Т-90, в общем-то, была очередной модификацией Т-72, разработанной в последние годы существования СССР.

Т-90М («Объект 188М»), созданный в 2010-х годах и впервые показанный в 2018 году, получил новую башню с модернизированной 125-мм пушкой 2А46М-5 – из семейства 2А46, давно отработанного в серийном производстве. На башне установлен дистанционно-управляемый пулемет.

Танк оснащен высокоавтоматизированной цифровой системой управления огнем «Калина», которая обеспечивает поиск, распознавание, автосопровождение и поражение целей – круглосуточно, с одинаковой эффективностью днем и ночью. Также сообщалось, что система управления и обмена данными на Т-90М схожа/совместима с использованной на Т-14. Предполагается в дальнейшем совместная боевая работа Т-14 и Т-90М, где «Армата» сможет играть ведущую роль для нескольких «Прорывов», обеспечивая их данными с бортовой РЛС и БПЛА.

На Т-90М установлен дизельный двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с., такой же ставят на Т-72Б3 (глубокая модернизация Т-72, осуществляемая на Уралвагонзаводе и Омсктрансмаше). Двигатель выполнен в едином унифицированном блоке с автоматической трансмиссией. Масса машины при этом доросла до 48 тонн (46,5 тонн у Т-90А, 41 тонна у первых Т-72).

Бронирование Т-90М улучшено по сравнению с предыдущими модификациями. Использованы комплекс динамической защиты третьего поколения «Реликт» и элементы комплекса «Афганит».

Сохранился экипаж из 3 человек, который в отличие от перспективного Т-14, в специальную бронекапсулу не поместить, – компоновка при всех доработках всё-таки классическая.

Свой боевой дебют Т-90М в спецоперации начал с успешных боев с украинскими танками. Не обошлось и без негатива, в котором не виновата машина: во время отступления в Харьковской области в сентябре 2022 года российскими военными была брошена практически целая машина (с поврежденной гусеничной лентой), которая попала в руки противника. Западные источники, поначалу сочинявшие сказочные истории о том, что «из чуть более 20 использованных в СВО Т-90М подбито более 10 единиц», на конец 2022 года документально смогли подтвердить потери в боевых действиях от огня противотанковых подразделений двух или трех российских танков этой модели. С осени 2022 года в различных телеграмм-каналах и блогах стали появляться видеоролики успешного использования Т-90М на фронте.

Серийное производство «Прорывов» продолжается, и наша армия получает всё больше этих достойных машин. Есть все основания полагать, что у Т-90М в ближайшие несколько лет хорошие перспективы службы и боевого применения, а там уже и серийные Т-14 подтянутся.

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: