Какие итоги 2022 года по объемам пассажирских перевозок в России?

Середина января 2023 года, можно подвести итоги и сказать, справился ли Минтранс с задачей по перевозке 100 миллионов пассажиров. Не справился. Перевезли 95,1 миллиона. Но и этот результат считаю вполне неплохим. Почти справились, ведь в начале 2022 года не знали ничего про закрытие аэропортов на юге страны, которые до сих пор не открыты.

Тем не менее, всё же вернусь к прогнозам. В мае я спрогнозировал 84 миллиона перевезённых. В ноябре Савельев спрогнозировал 96 миллионов. В мае же Виталий Ванцев давал свой прогноз на 70 миллионов. Министр транспорта РФ, предсказывавший ближе всего к концу года, оказался наиболее точным. Наши с Ванцевым прогнозы были более пессимистичными, хотя меня все считают закоренелым оптимистом, но результат оказался на 13% выше. Если вспомнить те времена, когда я писал этот прогноз, то все говорили, что осенью полётов не будет, тормозных колодок не осталось, ремфонда нет, вообще все помрут. А больше всего досталось Суперджету, которого стали заземлять сразу, так как он вообще зарубежный, и «мы же говорили» …

Но не стоит переоценивать Минтранс. Эти показатели достигнуты в основном благодаря потраченным 100 миллиардам рублей. Не думаю, что из этих денег что-то кто-то прикарманил – за полётами тщательно следили, даже был скандал с ЮтЭйром, который не выполнял взятые на себя обязательства. Да и вообще речь шла о выживании авиакомпаний, которые с учётом новых вводных считали каждую копейку – ушли многочисленные прибыльные международные рейсы, запчасти подорожали, иные расходы – тоже. Даже керосин стартанул вверх из-за мирового нефтяного кризиса.

Деньги достались людям. Но не тем, на кого рассчитывали в основном. Аэрофлот устроил аттракционы неслыханной щедрости на субсидии, билеты продавались по многим направлениям дешевле, чем у кого-либо. Но летали в основном одни и те же пассажиры. Я сам стал летать больше – но это в силу особенностей новой работы – у меня 15 сегментов, правда, всего лишь за прошлый год. Но я частенько пользовался поездами и машиной, хотя мог бы вполне и на самолёте полетать, однако меня не устраивали то расписание, то маршрутная сеть.

Что можно было бы сделать в принципе для повышения качества системы авиаперевозок? Например, приступить к созданию единой транспортной системы страны, как когда-то сделали ТКП с нуля в чистом поле. Сделать единый авто-авиа-жд билет, что могло бы повысить эффективность работы всех транспортных коммуникаций. При этом за основу можно было взять ту же самую ТКП, обязав её разработать новые СПД, логику расчётов. Чтобы не пассажир не думал о том, кого выбрать РЖД или лезть на сайт Аэрофлота, штурмовать кассы автовокзалов. Такая система позволила бы выбрать пару городов, а в ответ получить все возможные удобные варианты, тут же оплатить и получить единый билет с несколькими электронными купонами и единым QR-кодом, по которому пассажира бы идентифицировали на всех видах транспорта.

С учётом того, что авиаперевозчики, да и РЖД работают на основе субсидий (в этом году вся авиация), то можно было бы использовать единые трансферные тарифы (вспомните М2 у ТКП, когда тариф устанавливала ТКП, вне зависимости от перевозчика), а перевозчики бы старались обеспечить удобное расписание для трансфера и пунктуальность. Для нашей обширной страны такая система стала бы благом.

Как бы это привлекло пассажиров на самолёты? Да дело в том, что многие пользуются РЖД больше по привычке, а тут появится возможность сравнить и выбрать, да ещё и не особо вникая в тарифы, подогнав условия под себя.

Минтранс мог бы обеспечить транспортные хабы в том же Волгограде, Сочах и Астрахани для комфортного перелёта и достижения городов, где закрыты аэропорты. К примеру, не нужно было бы для перелёта из Сибири в Ростов лететь до Москвы, а дальше переться на вокзал на поезд. Можно было бы удобно долететь до Волгограда, а дальше по единому билету пересесть на автобус до Ростова и сэкономить около суток в пути и не делать крюк.

Можно было бы совместно с Ростуризмом придумать и организовать интересные туристические маршруты, не в избитые места. Конечно, в этом году были турпакеты на Сахалин, Камчатку и Алтай. Однако, выделенная сумма могла позволить большему количеству пассажиров этим воспользоваться. Тем более, из западной части страны рейсы были только из Москвы, либо непрямые из Санкт-Петербурга, а из других городов с пересадками. А страна позволяет её исследовать – много уникальных мест – Якутия, Красноярский край, Колыма, Чукотка, Байкал, Бурятия. Был шанс неплохо толкнуть внутренний туризм. Были действия, но в итоге было проще раздать на усмотрение перевозчикам, не влезая в географию и проекты. В результате авиакомпании поступили, как удобнее им. Большинство субсидий осело на московских рейсах, Москва сама выступила привычным трансферным узлом, где пассажиры пересаживались с самолётов на поезда, нагружая транспортную инфраструктуру города. Это немного компенсировало жёсткое падение трансфера. Собственно, для аэропортов эти пассажиры не стали трансферными. Человек всегда найдёт способ добраться, если ему нужно.

Поэтому авиацию сохранили – да, факт. Туроператоры попытались что-то сделать с обрубленным международным туризмом? Да, попытались, туров по России было много, появились новые направления. Захватил ли самолёт больше населения? Нет, не захватил. Стали чаще летать те, кто уже летал до этого… Вроде меня, который нарастил число сегментов с 7 до 15. Можно ли было потратить 100 миллиардов эффективнее? Да. Можно было потратить время и придумать не одну, а несколько программ субсидирования. Почему это не сделали? Спешка и паника. Стоит ли смотреть в будущий год с оптимизмом? Ну хуже точно не будет, что бы там не говорили паникёры. Но система нуждается в реконструкции и оптимизации, — варианты я накидал.

Не стоит говорить о том, что Москва всё мясо съела, то есть всё в стране через Москву. Если столицу перенести, то ничего не поменяется. Будет как в Бразилии или Австралии, да в той же Турции всё через Стамбул. Москва – крупнейший мегаполис и деловой центр России. Он будет основным источником пассажиров. Самолёты летают там, где есть потоки пассажиров.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: