Производство Ту-214 и МС-21: О перспективах по следам последних заявлений Туполева и Ростеха

В последнее время Казань постоянно стала фигурировать в разговорах о поставках самолётов. Глава Республики Татарстан (ему спасибо за качественные дороги в РТ) по совместительству Президент Туполева, поэтому голос Туполева стал громче. Кстати говоря, последний из Туполевских руководителей, после самого Туполева, который реально пытается набрать работы своему КБ, тогда как последние десятилетия КБ вообще особо не было заинтересовано ни в Ту-204/214, ни в чём-либо другом.

Как бы все прекрасно понимают, что Ту-214 хорошо бы немного подновить, чтобы не выпускать самолёт образца 1996 года спустя почти тридцать лет. Не стоит говорить, что это от безнадёги – для МС-21 и Сухих уже готовы сотни отечественных узлов. Двигатели ПС-90 не настолько устарели, чтобы остановиться и ждать ПД-18Р, для которого нет пока даже проекта редуктора. Про композитное крыло никто тоже не говорит. Все вспоминают про двучленный экипаж, который реально сделать. Не нужно кивать на западную авионику на Ту-204СМ, он выполнил свою функцию – сейчас МС-21 и Сухой будут выпускаться с двучленными экипажами. В Татарстане уже видят решение – заказать новые МФД, куда будет дублироваться информация, установить обновленный ПНК, про остальные идеи – можете глянуть статьи туполевцев, которыми они стали богаты за последний год.
Кто-то хотел конкуренцию – вот она, пожалуйста. Ту-214 борется за кусок рынка самолётов, которые будут поставляться в отечественные авиакомпании в грядущие годы. Поставляться будут, так как иного не будет. Я уже сказал, что вряд ли новые Боинги или Эрбасы будут поставляться в ближайшие лет сорок. Поэтому либо свои самолёты, либо ничего вообще.

Сравнивать Ту-214 и МС-21 сейчас не вижу смысла, как это делает Минниханов, говоря, что Ростех видит угрозу со стороны Ту-214 для МС-21. В нише, в которой будет летать МС-21 у Ту-214 нет преимуществ. Разве что большая вместимость. Но его удел – более дальние рейсы. Туполевцы не зря говорят, что можно проработать и облегчить на 3-5 тонн, что уже даст около полутора часов полёта за счёт 3-5 тонн топлива, что даст возможность покрыть всю страну по дальности, что не может сделать МС-21. Если в будущем Туполев заставит пермяков довести до ума ПД-18Р, то уже возможно появление чего-то более приличного и дальнего, что позволит сделать свой вариант А-321XLR. Тем более, что пока широкофюзеляжника в перспективе нет. Занимаются ПД-35, его тоже сделают, вопрос времени. А вешать под крыло Ту-214 ПД-14 вообще не стоит и предлагать, так как полученный монстр будет по всем параметрам уступать МС-21.

А причины скептического отношения Ростеха к Ту-214 можно понять. Во-первых, сейчас физически КАЗ не может выпускать более 6 самолётов в год. Для увеличения производства нужно расширять цеха, но это завод, построенный в советское время, вписанный в типовой микрорайон, строительство там будет более затруднительным, чем расширение цеха в Иркутске или Комсомольске, где цеха для производства пассажирских самолётов свежие. Ну и стапельная сборка Ту-214 накладывает свои ограничения.

Во-вторых, что сделано сейчас. Если посмотреть на цеха окончательной сборки в Комсомольске и Иркутске, то можно увидеть множество планеров в разной степени готовности. В случае с Казанью выясняется, что пока к окончательной сборке никто не приступал. Это к вопросу о том, что «Ту-214 готов – строй хоть сейчас». Тяжело рассчитывать на самолёт, где нет конкретики. Пока конкретика есть только по МС-21 и Сухим. Однако, к слову, на те два проекта вся страна работает, в то время как к Ту-214 почти все относятся с долей скептицизма, поэтому Минниханов и выгрызает себе место под солнцем, за что ему моё уважение. Давно уже никто из КБ так не бился за свой проект.

А вы говорите, что менеджеры во главе не нужны. Вот что делает толковый менеджер – выгрызает у государства бюджеты и возможность работать всему КБ. Не будет денег – никому не нужны будут самолёты, как было в нулевые, когда на хорошие проекты все забили, потому что никто за них не бился. А западные партнёры бились, поэтому и наш авиапром оказался в руинах.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: