Про контракты на новые российские гражданские самолеты

11 января 2022 состоялось уже нашумевшее совещание у Президента России, где тот раскритиковал Минпромторг. Разнос Мантурова по теме гражданской авиации имел место быть, но конкретики в разносе не было, Президент переключался с темы на тему. О каких контрактах шла речь?

Военных или гражданских, между компаниями или лизингодателями или заводами, между заводами и производителями комплектухи, может речь идёт о госконтракт для военных, может в ОДК жалуются. Конкретные заводы не называют. Поэтому мог пожаловаться условный завод в Луховицах или ВАСО, у которых проблемы с Ил-114, мог УЗГА прикрыть свои неудачи, вполне могли в КБ Климова тоже так прикрыться. Могли в ВАСО ляпнуть, что никто Ил-96 не заказал. Заводы знаем, тоже склонны обвинять всех в своих неудачах. Ну, это замкнутый круг.

Речь не об этом – заводы тоже структуры Ростеха и Минпромторга. Там порядок тоже не торопились наводить. За срыв пассажирских программ можно было зачистить КБ Ильюшина, в ОДК-Климов тоже хватает проблем, они тоже практически утопили ТВ7-117С. Авиастар план не выполняет уже давно. Это всё предприятия, подконтрольные Минпромторгу. УЗГА – им не подчиняется, но в любом случае над ними есть контроль.

Однако по всему интернету уже подтянули к вырванной фразе МС-21, Сухие и Ту-214, где как раз всё более-менее неплохо с законтрактованностью. При этом, эта работа началась не в прошлом году, даже не в позапрошлом году. Не буду обелять Минпромторг – понятия не имею про военный контракт, а также, откуда растут ноги у этого разноса. Не импонирую Мантурову, однако он лучше, чем Христенко, в любом случае. Есть за что хвалить Минпромторг, есть поводы и для критики, о них говорил выше. Справляется ли Мантуров? Мне тяжело судить, не имея всей информации. Поэтому сегодня поговорим про жёсткие контракты на МС-21, Сухие и Ту-214.

Сразу скажу – информации о том, что соглашение о намерениях Аэрофлота перевели в твёрдый контракт у меня нет. Если есть такая инфа – кидайте. Контракты Аэрофлота привёл поэтому только те, которые уже подписаны.

МС-21. В 2022 году историй мутных хватало. Контракт на ВЭФе не был добит – имеется соглашение о намерениях. Мантуров сыпет цифрами больше с перепугу, так как действительности они не соответствуют. Но он всё же ближе, чем те, кто уже приговорил наш авиапром, притянув за уши статью.
В первой половине 2023 года будут закончены планеры самолётов МС.0017, МС.0018 и МС.0019. Комплекты крыла готовы для следующих за ними двух машин, которые построят к концу года. Так что ситуация, что завод стоит и ждёт контракта – не про «Иркут». Там работы ведутся.

На текущий момент жёсткие контракты с предоплатой у МС-21 следующие:
• Группа Аэрофлот — 85 самолётов;
• Ильюшин Финанс Ко (ИФК) — 50 самолётов, в том числе 16 для Ред Вингс;
• ГТЛК — 30 самолётов;
• СберЛизинг — 20 самолётов;
• Ред Вингс — 16 самолётов (через ИФК);
• ЮТэйр — 10 самолётов;
• Ираэро — 10 самолётов.
Эти контракты подписаны, по ним сделаны предоплаты, но перевозчики добровольно от них не откажутся. Это, кстати, к слову, о том, что все самолёты заберёт Аэрофлот. Нет, не заберёт.
Предварительное соглашение Аэрофлот подписал на ВЭФ, про это протрубили на весь интернет, но кроме Аэрофлота такие же соглашения подписали:
• Якутия — 10 самолётов
• Алроса — 6 самолётов (поставки через ИФК)
• Нордвинд — 5 самолётов
• Ангара — 3 самолёта
Кстати, Уральские авиалинии подписали соглашение о намерениях, но конкретики по нему нет.

Сухой Суперджет. Этот самолет поставлялся в неимпортозамещённой версии, поэтому контракты плавно перекочевали на импортозамещённую. Твёрдых контрактов меньше, но они больше сами по весу. Там последний контракт у Аэрофлота только подразумевал сотню Сухих, из которых только несколько штук поставили, твёрдые контракты заключили Якутия и Аврора. У Ред Вингса целых 4 контракта, первый не выполнили и на 10% в этом году. У Алросы тоже скромный контракт был, но там, по-моему, без предоплаты. В общей сложности около 200 самолётов, это не считая контракт Аэрофлота на ВЭФ.
Все контракты заключились через ГТЛК и ПСБ-Лизинг.

Ту-214. Там татары заключили контракт сами с собой – на поставку четырёх самолётов в ЮВТ-Аэро, которая сейчас гоняет на региональных CRJ-200. Аэрофлот пока весь в намерениях. Но в Казани строят, по комплектации решат, по экипажу, по всем опциям и подпишут, там времени ещё много. Здесь Аэрофлот застолбил поляну в любом случае. Остальные перевозчики пока от перспектив Ту-214 не особо в восторге.

В сухом остатке – по основным перспективным машинам контракты уже есть.

По проблемным (вроде Ил-114, Байкала, даже Ладоги) контракты тоже есть – от Полярных, Красавиа, Авроры.
Поэтому хотел бы поинтересоваться мнением – про какие контракты шла речь?


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: