Последний русский с тайваньских берегов: 16-ядерный Эльбрус

Как известно, разработка российских процессоров в последние годы велась по схеме fabless («бесфабричная компания»), присущей глобалистской капиталистической экономике. С одной стороны это позволило практически нагнать отставание в возможностях «Эльбрусов» и «Байкалов», которые в 2014-2022 годах серьезно приблизились к тому, что создано Intel и AMD. Но, не имея собственного производства, в России ожидаемо столкнулись с отказом в производстве процессоров на тайваньском предприятии TSMC, фактически контролируемом, как и островное государство Тайвань в целом, американским капиталом в марте 2022 года. Что остается делать дальше русским разработчикам процессоров наш медиаресурс рассказал в материалах https://tehnoomsk.ru/archives/6094 и https://tehnoomsk.ru/archives/6359 в минувшем году. Сегодня же немного ретроспективы – о последнем в линейке МЦСТ процессоре, который выпустили на тайваньской земле, — «Эльбрус-16С».

Это 16-ядерный процессор, также обозначаемый как 1891ВМ038, который впервые появился в «железе» на рубеже 2020-2021 годов, и вызвал бурное обсуждение в сообществе российских ИТ-специалистов как фактом своего наличия, так и достаточно хорошими возможностями. Предполагалось запустить в производство две версии «Эльбруса-16С»: первая под обозначением 1891ВМ03A8 (16х2000 МГц), вторая – 1891ВМ03B8 (16х1800 МГц). В процессоре использовалась оригинальная архитектура «Эльбрус» 6-й версии. Кэш-память составляла: L1: 64 Кбайт данные + 128 Кбайт команды в каждом ядре, L2: 1 Мбайт в каждом ядре, 16 Мбайт суммарно, L3: 32 Мбайт в процессоре. «Эльбрус-16С» поддерживает оперативную память формата DDR4-3200 (до 1024 Гбайт на процессор). Полностью все характеристики можно посмотреть на сайте разработчика — http://www.mcst.ru/elbrus-16s.

Понятно, что для обычного домашнего или офисного компьютера это уже избыточные возможности. Если бы производство не велось на Тайване небольшими партиями, а финансировалось бы государством и работало в России, то можно было бы смело запускать в массы процессоры с меньшей мощностью и количеством ядер (например, достаточно свежий «Эльбрус 2С3»), а 8-ядерные «Эльбрусы-8СВ» и 16-ядерные «Эльбрусы-16С» вовсю использовать там, где требуются серьезные вычисления (например, к русскому 16-ядернику интерес проявил Росатом). Но выпуск наших процессоров компании «МЦСТ» до начала «санкций» на Тайване не измерялся сотнями тысяч, это были всего лишь тысячи единиц того или иного вида. Разве что компания «Байкал Электроникс» попыталась сделать более массовый заказ на свои «байкалы», но тоже в итоге попала под запрет американских хозяев тайваньского производства.

Тут стоит напомнить, что «Эльбрус-16С» это 16-нанометровая технология производства, а предыдущий «Эльбрус-8СВ» — 28-нанометровая. Ни той, ни другой Россия не располагает, и пока возможности наших предприятий это 65-90 нм и больше.

По имеющейся у нас информации количество выпущенных 16-ядерных процессоров МЦСТ «Эльбрус-16» на 2022 год измеряется сотнями единиц. Связано это было с тем, что завершалась разработка, и выпускались первые опытные партии, образцы из которых сегодня используются в России. Так что шестнадцатиядерник этой модели оказался в итоге редким «железом». Соответственно формируется его высокая цена: однопроцессорная плата 1Э16С-uATX с установленным на ней процессором стоит в районе 750 тысяч рублей. Что на ней можно собрать в домашних условиях рассказал в начале января 2023 года Михаил Шигорин в своем материале на блог-платформе «Хабр»– см. https://habr.com/ru/post/708942/.

Кстати, еще один адекватный автор «в теме» Дмитрий Бачило и вовсе сообщил в своем видеоблоге 31 декабря 2022 года, что вопрос «санкций» в отношении российских процессоров со стороны TSMC не стоит так, как мы все думаем (см. по ссылке с 34-й минуты — http://youtube.com/watch?v=pXtAMbK4IoY&t=34m31s). То есть вроде как доля лицензированных западных разработок в «эльбрусах» составляет менее 20%, и тайваньская сторона признает, что они не попадают под американские «санкции». Также как вариант рассматривается возможность сборки наших процессоров в Китае, но для этого потребуется время на дополнительную разработку.

Получается, что лазейки для всё той же «бесфабричной» схемы имеются, и увлекательную игру «будем делать на свой страх и риск не у себя» можно будет продолжить. Но получится ли еще раз и надолго ли? Единственный разумный выход на сегодня – создание собственной технологии и организация выпуска всей микроэлектроники у себя в России. Причем делать это нужно уже вчера.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: