• 02.02.2023 02:00

ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ

Производство Наука Технологии ВПК Импортозамещение

Немногие знают о советском роботизированном комплексе «Клин-1», созданном на базе инженерной машины разграждения ИМР-2, в далеком 1986 году всего за 44 дня. Предлагаем вспомнить эту славную страницу истории отечественной бронетанковой промышленности.

ИМР-1 и ИМР-2

Советская инженерная машина разграждения ИМР-1 была создана на Омском танковом заводе (Омсктрансмаш) на шасси массово выпускавшегося предприятием танка Т-55. Назначение этого образца военной техники — проводка танковых колонн по местности, пострадавшей от ядерного удара. Машины имели высокую защиту от радиации, ведь их экипажи должны были работать в тяжелейших условиях высокого радиоактивного излучения. В 1969 году ИМР-1 приняли на вооружение Советской армии, а уже в 1975 году на Омсктрансмаше занялись разработкой ее сменщицы – ИМР-2. Причиной тому стал запуск в серийное производство новой линейки основных боевых танков Т-64, Т-72 и Т-80. Для ИМР-2 выбрали шасси танка Т-72А с дизельным двигателем мощностью 840 л.с., к доработке проекта подключили Челябинское СКБ-200.

ИМР-1

В итоге 44,5-тонная машина получила от ИМР-1 основное рабочее оборудование – телескопическую стрелу и бульдозерный отвал – отработанные в производстве. А из нового добавили еще противоминный трал и пусковую установку разминирования УР-83. Испытания были пройдены успешно, и в 1980 году машину второго поколения официально приняли на вооружение. Только вот выпускать ее на Омсктрансмаше не стали – завод целиком ушел в массовое производство основного боевого танка Т-80, и ИМР-2 стали выпускать с 1982 года в Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод) и в Краматорске (Новокраматорский машиностроительный завод) – с 1983 по 1991 годы.

ИМР-2

Чернобыльский «динозавр»

Когда в 1986 году случилась чернобыльская катастрофа, конечно, вспомнили сразу про специальную технику, и в зону отправились ИМР-2. Эта машина оказалась единственной способной работать возле разрушенного реактора. Как вспоминают участники ликвидации аварии на атомной станции, ИМР-2 одна оказалась в состоянии расчистить проходы к реактору, выполнить необходимые замеры, удалять разбросанные вокруг реактора обломки стержней с ядерным топливом, остатки стен. С ее помощью начинали возводить вокруг реактора саркофаг, доставляли и устанавливали крановое оборудование. Советская армия практически после аварии задействовала 12 из имевшихся в наличии машин данной модели – все они в итоге остались в Чернобыле из-за того, что на их корпусах накопились огромные дозы радиации.

Параллельно шла доработка конструкции с учетом возникшей необходимости – так появились машины ИМР-2Д массой 65 тонн с системами тонкой очистки атмосферного воздуха от радиоактивных аэрозолей и усиленной свинцовой защитой экипажа. Их прозвали «динозаврами». ИМР-2Д могли работать по 8-12 часов в день, дважды (а иногда и больше) за смену выезжая к развалинам реакторного блока. На месте они использовались около часа, остальное время затрачивалось на подготовку и дорогу. В эту модификацию были переработаны 3 машины ИМР-2. Защита снижала действие радиации как минимум в одну тысячу (1000) раз, по другим данным – до 15000 раз.

Проект «Клин-1» — советский робот на танковом шасси

Задача по сохранению жизней людей, работающих в зоне мощного радиоактивного заражения, привела к появлению «объекта 032» и «объекта 033» — двух машин роботизированного комплекса «Клин-1». На разработку дистанционно управляемого комплекса отводилось 2 месяца, но специалисты ленинградского ВНИИ-100 (ВНИИТрансмаш) уложились всего в 44 дня!

Беспилотная почти 50-тонная машина «объект 032» на базе ИМР-2 была оснащена допоборудованием для проведения дезактивации, а ее моторно-трансмиссионное отделение и ходовую часть доработали для работы в условиях высокой радиации. Управлялся советский робот на танковом шасси из второй машины на базе танка Т-72А массой 46 тонн («объект 033»). Экипаж из водителя и оператора вместе с блоком управления находился внутри специального отделения, максимального защищенного от воздействия радиации. Комплекс успешно показал себя на месте ликвидации аварии, и отработав поставленные задачи, был оставлен также на специальной площадке хранения радиоактивной техники в районе Припяти.

Беспилотный «Объект 032»
Машина управления «Объект 033»

Добавим, что выпуск модернизированной ИМР-2 для армии продолжился после Чернобыля до 1991 года, а в 1999 году была создана ИМР-3 на шасси танка Т-90. Но это уже другая история.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: