Про первый рекламный ролик Ту-214 и про пиар в гражданской авиации России

Рекламный ролик почти на четыре минуты получил тысячи комментариев в Телеграме. В основном, комментарии негативные – «ролик снят слишком любительски, слишком прямой и бестолковый сценарий, выглядит слишком пропагандистски». И вообще «никто ничего не построит, скоро только в лаптях на санях будем лучину зажигать». У кого нет аллергии на ципсоту – прогуляйтесь в «Авиаторщину» (ТГ-канал), там треш, угар и содомия. На робкие вопросы по теме в пользу самолёта указание идти на каналы с русской пропагандой.

А дело в том, что оно понятно, почему чертей так корёжит. Я сам не в восторге от Ту-214. Сам слетал всего разок на нём, скажу, что самолёту далеко по качеству исполнения до ульяновских собратьев, которых нет. Да и контраст между эксплуатацией в Дальавиа Ту-214 и во Владивосток Авиа Ту-204-300 даёт о себе знать. Всё же моё становление в гражданской авиации начиналось как раз в эпоху массовых полётов самолётов обеих моделей.

Чертей (сюда запишу всёпропальщиков, западопоклонников, ципсоту, дочерей офицеров) корёжит от того, что хоть кто-то на любительском уровне подумал о том, что нужно показывать что-то позитивное о наших самолётах. Любой продукт всё же нуждается в рекламе и пиаре. На самолёт выделяются вполне неплохие суммы, выплаченные налогоплательщиками. Хорошо было бы понимать, на что выделены средства. В сухой форме цифр и отчётов вся информация есть, мы за ней следим и обсасываем каждое событие. Но моя аудитория немолодая, а молодёжь больше воспринимает информацию в виде видеоматериалов, чем простыней с цифрами. Желательно не нудное интервью деда, а добавить аудиоряд, спецэффекты. Поэтому ролик выглядит неплохой первой ступенькой, по крайней мере лучше, чем всё, что было до. Возможно, благодаря ролику, я подумал, что в Туполеве не только деды остались, но есть и молодёжь, которая в формате самодеятельности может снять нечто подобное.

Да и по качеству ролика тоже есть что сказать. Обратите внимание на молодёжные медиаформаты. Современные клипы российских исполнителей снимаются чуть ли не в гаражах, в скейтпарках, потому что исполнители хотят приблизить зрителя к себе. Нацеленность на аудиторию. Лайф-стайл блогеры снимают ролики за обычным рабочим столом, минуя какие-либо студии. Могут вообще снимать видео с селфи-палки, идя по улице. Потому что современный зритель не любит декорации, ему хочется приближенности к автору видео.

Я тоже практикую какие-то подобные приёмы. Ведь многим читателям нравится мой формат передачи информации, где я делюсь воспоминаниями, рассказываю про свои частные дела мельком, либо про своё производство, которое не имеет отношения к формату блога. Поэтому можно плеваться, но сам факт тысячи комментариев и нескольких тысяч просмотров на Ютубе и ВКонтакте уже говорит о том, что ролик вышел за пределы дежурного интервью ответственных лиц, где информации намного больше.

Теперь насчёт необходимости пиара в принципе. Обычный человек летит на самолёте, аэрофобия сейчас в моде, ему хочется посмотреть, на чём летит. Сейчас из отечественных самолётов летают в основном Сухие Суперджеты. Но если прочитать по нему любую новость и комментарии к нему, то создаётся впечатление, что ломается он в каждом полёте, вероятность вылететь вовремя нулевая, самолёт построен из известной субстанции и палок. А была ли столь необходимая пиар-кампания? Не было, наоборот информационное противостояние шло в первую очередь от национального перевозчика. А этот год расставил всё на свои места, когда именно Сухие помчались по оставшимся редким зарубежным маршрутам. И внезапно выяснилось, что их налёт может сравниваться с налётом среднемагистральных А-320 и Боинг-737. Когда нужно они могут не простаивать возле забора в ожидании запчастей, так как государство оплатит простой, и на этом можно заработать.

Теперь про пиар авиакомпаний. Из всех наших перевозчиков есть лишь несколько вполне успешных случаев, так как многие не уделяют внимания имиджевой рекламе. Во-первых Аэрофлот, как самый узнаваемый бренд. У них получается делать себе промо-ролики, вполне качественные (я даже купился и проработал там 4 года). Да и сам по себе узнаваемый стиль и сочетание цветов, упоминание в различных фильмах и прочем. В кино последних лет по большей степени отметились авиакомпании Сибирь и Нордстар (Ёлки всех частей). В остальных наших фильмах самолётов не так много. Но в Ёлках и так было много рекламы, поэтому реклама авиакомпаний выглядела не всегда к месту, а Нордстар, который по сюжету летел в Хабаровск на Боинге-737, оказался совсем не к месту. Но тоже что-то.

Остальные авиакомпании в лучшем случае освоили собственный брендбук и получили вполне сносную ливрею, либо вообще забили на собственный пиар, как ИрАэро, у которых толком и стиля нет, да и не знает про них никто. ЮтЭйр несколько лет назад делала не самую удачную рекламную кампанию «Там, где тебя ждут» с видами панельных хрущёвок. У Победы больше расчёт на скандальность – что не некролог, то всё пиар. Если сравнивать с зарубежными перевозчиками, то нашим в плане освещения себя всё же далеко.

Ещё один рекламный ход – устраивать рекламный тур для блогеров-фотографов. Да простят меня коллеги по цеху, но это не даёт особого успеха, так как на них подписаны читатели, которые и так находятся в теме. Кроме того, они одновременно дублируют друг друга. Намного больший эффект бы принесла публикация какого-нибудь занимательного ролика в городских сообществах социальных сетей, лучше всего ВКонтакте и Инстаграм, который запрещён в России, так как принадлежит богомерзкой Мета, которая ещё больше запрещена.

Реклама нужна не среди своих, а среди тех, кому нужно лететь. Сейчас на подъёме сообщества. Это касается перевозчиков, а если говорить про авиапром, то рекламную политику нужно проводить независимо в нескольких направлениях. Во-первых, реклама готовых изделий. Вспомните сайт, на котором можно было выбрать маршрут так, чтобы пролететь на А-380. Это был пиар полёта на А-380, который, возможно, не принёс особой коммерческой выгоды, но зато на весь мир отрекламировал Эрбас, став максимально необычным лайнером.

Во-вторых, нужно рекламировать работу в авиапроме для молодых специалистов. Говорить, что там копеечные зарплаты сейчас не шибко уместно. ВАСО задекларировали среднюю зарплату в 57 тысяч рублей, что выше среднего для Воронежа. Ну и Аэрофлот не испытывает нехватки в работниках, выплачивая меньшие суммы большинству своих специалистов в наземке, имея адские условия работы. Сам по себе характер работы в авиапроме отличается от иных работ для молодых специалистов меньшей нагрузкой (за те же деньги можно регистрировать пассажиров с 8 до 8 днём и ночью нескончаемым потоком в Шереметьево, либо на перроне кататься по морозу на водовозке или ассенизационной машине в том же графике). Тут ты не в непрерывном цикле производства, а работаешь на конкретный результат и видишь результаты своего труда.

В-третьих, рекламировать нужно и самих производителей. Бренды «Туполев» или «Ильюшин» уже не так серьёзно воспринимаются. Поэтому производство самолётов тоже должно рекламироваться. Про производство на Боинге, про получение самолётов в Рентоне есть множество роликов. У Вилсакома (техноблогера) есть ролик про распаковку новенького А-320нео авиакомпании Сибирь. А про распаковку Сухого перед первым полётом нет ни у кого. В идеале, чтобы у каждого авиазавода был собственный видеоканал, где регулярно бы выходили новые ролики про производственные будни. Кстати, сейчас в основном информация, пусть и в формате Телеграм выходит у ВАСО. Даже по мелочам, что очень приятно.

Ну и напоследок всё же про Ту-214. Самолёт непростой. Но основной упор на то, что он старый. Ну А-320 тоже летает с 1986 года, а Боинг-737 с 1968. Они обновляются, как и Ту-214. Сейчас вообще многие блоки будут идти от новых поставщиков. Татарстан навёл суету, идут на результат. Насчёт того, что он тяжелее на 10 тонн чем А-321, так он и большей дальности, чем А-321 в классическом исполнении. А сверхдальние модификации А-321нео они имеют схожую взлётную массу. Расход топлива будет повыше, но не настолько, чтобы это было слишком заметно на экономике рейса. Это не Ту-154 или иные советские машины. Насчёт надёжности – на этих самолётах летает Специальный лётный отряд. С Ту-214 особо не припомню каких-либо происшествий. Ту-204 пару раз роняли без пассажиров, в одном случае даже обошлось без жертв, но не Ту-214.

Так что самолёт впишется и полетает ещё, и повозит нас с вами. Я с удовольствием всё же снова поднимусь на его борт.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: