Сколько авиапассажиров перевезут в РФ, про качество авиатоплива и что с авиакомпанией Космос

Министр транспорта России Виталий Савельев доложил, что отечественные авиакомпании перевезли 87 миллионов пассажиров с начала года. Цель была 100 миллионов пассажиров. Савельев прогнозирует 96 миллионов пассажиров. Мой прогноз был в мае – 84 миллиона пассажиров. Я уже ошибся, но я этому рад. С учётом 13 закрытых аэропортов на юго-западе России из-за СВО, закрытой Европы, проблем с логистикой, комплектующих — цифра в 100 миллионов — оказалась почти достижимой.

А я напомню, что многие комментаторы писали, что дай Бог до конца года хотя бы 50 миллионов будет, Виталий Ванцев, один из самых профессиональных коммерсантов отрасли, спрогнозировал 70 миллионов. Я уже не говорю про всёпропальщиков, которые говорили, что в марте прекратятся 90% полётов, а к осени все аэропорты будут закрыты. Ну и ципсошные паникёры, которые призывали бежать в Монино и откапывать от снега Ту-104, рассказывали про преследование США тех, кто помогает обходить санкции, про то, что Китай нас уже десять раз кинул. Кому хочется вспомнить – можете порыться в старых статьях, а я позже сделаю аналитику прогнозов, самые интересные посты процитирую. Мне своих статей стесняться нечего – про то, что авиация не встанет, я уже говорил, про открытие аэропортов на юге страны – я ошибся, признаю, а про авиапром – так поставки ожидаются чего-то интересного не раньше, чем через год.

Мороз пришёл в Центральную Россию. Из-за чего в пробах авиатоплива стали регулярно появляться взвеси, кристаллы льда и прочая некондиция. А вот некондиционное топливо — это очень серьёзно. Могу вспомнить про посадку в Сургуте Ту-154 с отказавшими двигателями из-за попадания фрагментов краски в топливную систему. Здесь, конечно, не краска. Тут больше взаимодействие присадок с топливом, которое не столь опасно, чтобы вызвать помпаж двигателей. Возможно, проблему можно было бы решить путём увеличения количества старой доброй ПВК жидкости (типа ИМ). Раньше, вспоминаю, отдельно покупали по килограмму ПВК на тонну керосина. Сейчас уже идёт топливо в комплексе.

Также хочу напомнить, что по данным Авиастат в 2022 году керосин в России подорожал более чем на 45%. При этом топливный демпфер и субсидии переложили эту часть затрат на государство, а доход (за вычетом акциза) получили топливные компании. Возможно, стоило бы пересмотреть механизмы ценообразования на керосин, особенно с учётом его качества. А заняться этим должен Минтранс, в идеале взяв с собой на заседание колбу с этой мутной жижей.

Всего в этом году государство выделило авиации 172 миллиарда рублей. Топливо составляет около 30% стоимости рейса. То есть около 57 миллиардов рублей сверху ушло предприятиям ТЗК. А их у нас не так много – Лукойл-Аэро, Газпромнефть-Аэро, Аэрофьюэлз, Роснефть-Аэро. Это при том, что нефть в этом году стоит бешеных денег, а продажи её, как и доходы от выручки бьют рекорды.

Проблемы стали появляться не после 24 февраля. Уже прошлой зимой у нас в Шереметьево выявляли регулярно случаи появления кристаллов льда в пробах. Топливщики говорили, что мы неправильно брали пробы, снег попадал в колбы. Было много обсуждений, потом пришла весна и проблема вроде бы ушла. Но вот снова декабрь и снова проблемы.

Авиакомпанию «Космос» передали за рубль из Роскосмоса в Минобороны. Что они с ней будут делать – неизвестно. «Космос» самих космонавтов не возил, там больше ЦЭНКИ и прочие. Я с ними достаточно плотно работал. Меня с ними отчитывал Нерадько в своём кабинете за Былину. В 2012 году они ввели себе под флаг 4 Ту-154М Рината, машины из Авиалиний Дагестана, Владивосток Авиа, самые свежие. Но коммерцию с ними сделать они не смогли. Тогда мы сделали с ними всего один рейс, а я потом склонился к друзьям в Алросе, которые были роднее. В итоге нет ни Рината, ни Ту-154.

Был толковый коммерсант у них Рудой. Больше всего мне нравилась его манера речи, схожая с Юрием Петровичем Малыгиным. Но его заменил потом молодой Саша Сериков, при всём уважении к которому он слабо чувствовал бизнес. Если Рудой наладил работу Ан-12 на Дальнем Востоке, то Саша её потерял. Вообще у Космоса был шанс сделать грузового перевозчика, да и на чартерах жить как у Христа за пазухой, имея хорошее покровительство. Но без толкового коммерсанта авиакомпания превратилась в полуживое нечто с парком из трёх полуживых самолётов.

Зачем потребовалась коммерческая авиакомпания Минобороны? Пока неизвестно. Я сам возил на Ан-12 Минобороны грузы лет пятнадцать назад. Кто смотрит мои статьи про космические запуски, уже видели, что сейчас попёрли кучи запусков с военными спутниками. Космос становится военным. Но и коммерческую часть не стоит скидывать. Раз взяли, а не закрыли, значит, что-то будет. Поживём – посмотрим.


Об авторе: Специалист российской авиационной отрасли с большим стажем работы в ней, пишет свои материалы в блоге «Советы мечтателям». В силу ряда причин автор пока пишет под псевдонимом Skyexpert.

Блог автора в Дзене: https://dzen.ru/skyexpert

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: